Православные христиане 6 января отмечают Рождественский сочельник — предпразднество, канун Рождества Христова. Это последний день многодневного поста, который начинается 28 ноября и длится, как и Великий пост, 40 дней. В этот день многие верующие вообще не едят или же соблюдают особенно строгий пост. Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно съесть сочиво (пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня — сочельник.

По словам патриарха Кирилла, в Рождественский сочельник, или навечерие Рождества Христова, «Церковь вспоминает всех тех, кто предшествовал Спасителю по плоти, — Его родственников, начиная от Авраама, и помогает нам понять, что Спаситель — часть нашей истории». 

ПРОПОВЕДЬ ИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ КАРПОВА НА ЛИТУРГИИ

«В преддверии Рождества Христова мы читали на Литургии множество пророчеств о том, как должен родиться Господь. Это было нужно для того, чтобы люди не ошибились, не приняли за Господа лжепророков. А они появлялись и до, и после Рождества Христова. Были лже-Христы, лже-Мессии, которые пытались взять на себя миссию спасения человечества. Но сам Христос обличал их, говоря, что они разбойники. Это «волки в овечьей шкуре». И такие люди появляются до сих пор, своим существованием отвлекая людей от Церкви. Но Господь создал Церковь как раз для того, чтобы в единстве Любви во Христе мы могли обрести спасение.

Господь явил нам Любовь, Он родился не как Владыка, а как смиренный ребенок, поэтому Пресвятая Дева и названный отец Иосиф оберегали Младенца от вражды мира. Дьявол знал, что настанет обетованное время, когда «семя жены сотрет главу змия». Как раз это время настало в Рождестве Христовом.

Семя жены — это особым образом воплощение Христа от Девы. Люди не могли принять сию великую тайну, поэтому понадобилось  прикрытие браком. Сам закон Ветхого закона действовал против Христа. Женщина, зачавшая вне брака, подвергалась побиению камнями. Для этого и понадобилось мнимое замужество Приснодевы».

Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения?

 Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает. Ведь Бог только там, где свобода.