Сегодня, 18 октября, Церковь чтит память Московских святителей, т.е. святых архипастырей, которые в свое время возглавляли кафедру нашего города Москвы.

Впервые почитание московских святителей было установлено в 1596 году первым русским Патриархом Иовом. Тогда в Собор вошли всего три митрополита: Петр, Алексий и Иона. В 1875 году к ним был причислен святитель Филипп, а в 1913 году – Патриарх Ермоген. Включение в Собор других патриархов и митрополитов происходило после их канонизации. К 2013 году в собор входили 12 святителей, в их числе также были святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (+ 1925), святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (+ 1926) и священномученик Петр, митрополит Крутицкий (+ 1937). Предстоятели нашей Церкви митрополиты Феогност, Киприан, Фотий, Геронтий и Иоасаф были включены в Собор Московских святителей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 марта 2017 года.

Митрополит ПЕТР был первым из русских митрополитов и испытал многие трудности в годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом земле не было твердого порядка. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1325 г. святитель по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

Святой митрополит АЛЕКСИЙ был продолжателем дела митрополита Петра. Он предпринял множество усилий по усмирению бесконечных распрей и смут, терзавших Церковь и Отечество. Святому пришлось много потрудиться, чтобы примирять и смирять строптивых князей, не желавших объединять свои силы вокруг Москвы.

Несмотря на все смуты, творимые Золотой Ордой, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве – рукополагал епископов, устраивал общежительные монастыри, налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. Он добился смягчения политики Орды в отношении русской земли, что спасло тысячи жизней наших предков.

Святитель ИОНА стал митрополитом Московским в 1448 году, и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди народа, словом и делом укрепляя православную веру в стране. При своем высоком сане он никогда не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. По его молитвам в 1451 году Москва была чудесным образом избавлена от разорения татарами.

Святой митрополит МАКАРИЙ был избран на Московскую кафедру в возрасте 60 лет, но несмотря на преклонные года, он очень многое сделал для Церкви и Отечества. Он созвал в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. Макарьевские Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. Прославление святых требовало написание им служб и житий, требовались литургические указания. Все это было сделано при митрополите Макарии, и при нем же в Русском государстве начинается печатание книг. В 1551 г. святителем был созван еще один собор, известный как Стоглавый (решения Собора были выражены в 100 главах). На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения.

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Он поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

Святой митрополит ФИЛИПП управлял Церковью в тяжелое время царствования Иоанна Грозного, когда руками опричников совершались ужасные преступления. Первое время правления Святителя, когда Иоанн Грозный слушался его, было ознаменовано спокойствием и миром в стране. Но с введением опричнины в стране стали твориться беззакония, и полилась невинная христианская кровь. Не находя возможным равнодушно смотреть на это, митрополит Филипп стал всенародно обличать царя. За справедливое обличение неправды он был низложен с кафедры и выслан в Тверской Отрочь монастырь, где и находился в заточении в течение года. Затем Иоанн Грозный, направляясь с опричниками в Новгород и проезжая мимо монастыря, послал Малюту Скуратова взять у Святителя благословение на разгром Новгорода. Но святой митрополит ответил: «Я благословляю только добрых на доброе», за что и был беззаконно убит. Мощи святителя Филиппа почивают в Успенском Соборе.

Патриарх ИОВ Был первым в истории нашей Церкви русским патриархом. Святитель боролся с самозванцем Лжедмитрием. Он составил обличительные грамоты, в которых Лжедмитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. В январе 1605 г. патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия и поддерживающих его изменников. После скоропостижной кончины царя Бориса Годунова, в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедмитрию и был низложен. Прямо во время Божественной Литургии сторонники самозванца ворвались с храм, сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить службу. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь, где и скончался.

Патриарх ЕРМОГЕН возглавлял Русскую Церковь в Смутное время. В то время в России происходили междоусобицы, нестроения, появлялись самозванцы, страна переживала тяжелейшие бедствие: Москва была захвачена поляками, русскому народу грозила опасность лишиться Православия и свободы, так как многие из бояр, изменив вере своих отцов, из малодушного страха требовали принять на престол польского короля.

Тогда святой Патриарх разослал по всей стране грамоты, призывая восстать на защиту погибающей Родины. За это он был заключен изменниками под стражу и заморен голодом. Но дело его не остановилось. Всюду формировались народные ополчения, и наконец, под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, собралось целое войско, которое и освободило Москву и всю страну от поляков. Русь была спасена – благодаря твердости и ревности святого Патриарха Ермогена.

Митрополит ФИЛАРЕТ (Дроздов) был очень образованным архипастырем и талантливым проповедником. Святитель разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в духовной академии. Одним из важных трудов святого стала организация работы по переводу Евангелия на русский язык. Святитель сам подбирал переводчиков. На себя же он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. К его опыту и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы.

Митрополит ИННОКЕНТИЙ отдал все свои силы делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки и Якутии. Он крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал, переводил на местные языки Евангелие и молитвы. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, а в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский), которому святой Иннокентий передал многое из своего духовного опыта.

Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ изначально был рядовым сотрудником Алтайской миссии. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык и переводил на него богослужебные книги. В 1912 г. святителя назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве Владыка большое внимание уделяет катехизации русского народа и смело обличает нравственную распущенность современников. После февральского переворота владыка остался верен Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Святителя принуждают подать в отставку «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость. Уже в преклонных летах, слабый здоровьем, но сильный духом, святой старец отошел ко Господу.

Святой Патриарх ТИХОН возглавил Русскую Церковь в тяжелейший для нее послереволюционный период и стал в 1917 году первым патриархом после почти 200-летнего перерыва (царь Петр I упразднил патриаршество на Руси и с 1721 по 1917 годы Церковью управлял Святейший Синод). Годы его патриаршества прошли в постоянных преследованиях, допросах и арестах. Пришедшие в это время к власти большевики начали кампанию по уничтожению церковных святынь. Под предлогом помощи голодающим разорялись храмы, уничтожались мощи святых, исторические ценности и памятники архитектуры. За свое активное противостояние власти патриарх Тихон был арестован в 1922 году. Скончался патриарх в больнице в 1925 году. В самые тяжелые для страны моменты святой был вместе со своим страдающим народом, но слава доброго и мудрого пастыря окружала его еще задолго до вступления на патриарший престол.

Святитель ПЕТР, митрополит Крутицкий, был верным помощником патриарха Тихона во всех делах управления Церковью. После кончины Патриарха на него были возложены обязанности Патриаршего Местоблюстителя. В ноябре 1925 г. митрополит Пётр был арестован — для него началась пора многочисленных ссылок, моральных и физических истязаний. Ему неоднократно предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он отвечал на это отказом. В июле 1937 г. по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течении четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «…проявляет себя непримиримым врагом советского государства… не принял к исполнению требование Н. К. В. Д. отказаться от сана Местоблюстителя». Осенью 1937 г. священномученик Пётр был расстрелян.

Все эти русские первосвятители управляли Церковью на Руси в разные времена, но все они имели един дух Христовой любви, готовые положить души свои за ближних. В самое тяжёлое для Церкви время, они сумели сохранить её среди волн бушующих житейских страстей.