Наше странствие по пути Великого Поста начинает постепенно приближается к своему завершению. И в самой атмосфере Поста уже что-то заметно меняется, потому что начинается, пока еще медленное, но уже явственное, наше приближение к Пасхе. В воскресных чтениях Евангелия уже неоднократно звучали слова Христа о том, что «Сын Человеческий предан будет в руки человек грешных; и убьют Его, и в третий день воскреснет».  Каждый год, каждый Великий Пост эти Христовы слова ударяют в наше сердце и снова заставляют задуматься над главным содержанием нашей веры.

Есть одна страшная духовная опасность, имя ей – привычка. Привычка — это то, что нигде и ни в чем не дает человеку видеть самое главное, самое существенное. Она как пыль души, которая покрывает густым слоем и скрывает очертания предмета. Привыкнуть можно ко всему – к радости, к горю, к пустякам и даже к важным вещам. Радость в таком случае ослабевает, горе притупляется, важное становится пустяком, и наоборот. И случается порой так, что даже к Евангелию, к событиям страшной Крестной смерти Того, Кто «ни единого зал сотворил», к благой вести о Его воскресении – человек тоже может привыкнуть. Когда эта привычка усиливается настолько, что человек уже и не помнит, почему называет себя христианином, а его вера сужается до состояния скучного исполнения обрядов – вот тогда должна произойти встряска, удар, шок – для того, чтобы человек проснулся, чтобы взглянул на свою веру, а вместе с ней и на себя, на свою жизнь и на окружающий мир так, как будто видит их впервые.

Для каждого христианина этим пробуждением является Великий Пост, потому что его цель как раз в том и состоит, чтобы снять с нас накопившийся налет привычки, самодовольства и духовного минимализма. Великий Пост ставит нас лицом к лицу с Крестом, с Голгофой, с распятием – потому что именно в них – вся сердцевина и уникальность христианской веры.

В воскресенье на Божественной Литургии в Евангелии мы услышим, как Христос скажет своим ученикам «вот, мы восходим в Иерусалим», подготавливая их к тому, что должно произойти. Но и мы с вами, находясь на богослужении, тоже восходим сейчас в Иерусалим, чтобы и нам быть свидетелями и очевидцами Евангельских событий.

Еще несколько дней, и Христос будет плакать у могилы Своего друга Лазаря, и в Его слезах отразится вся тяжесть человеческого горя, тяжесть этой неизбежной разлуки. Затем мы услышим гул на улицах Иерусалима, крики «Осанна!», когда на один час в этом городе воцарится кроткий и милосердный Царь, сидящий на осленке, но перед лицом Которого вся слава и вся мощь земных властей померкла навеки. А потом вступим в печальную тьму и тишину Страстной седмицы, будем стоять у Креста вместе с Матерью Распятого, слышать насмешки толпы, видеть малодушие и безразличие Пилата, страх учеников, увидим торжество злобы, трусости и предательства.

И разве можно ко всему этому привыкнуть?

Остается только стоять перед Гробом, в торжественной тишине Великой Субботы, ожидая, когда в первый день недели, с первыми лучами солнца сдвинется камень у двери Гроба, и настанет Пасха, а вместе с ней – та радость, которую у нас никто никогда не отнимет.