40 дней назад закончила свой земной путь наша прихожанка, наша молитвенница, монахиня Феофания. Бесконечно добрая, открытая, вмещающая в свое сердце всех, с кем она вместе возносила молитвы ко Творцу. 

Матушка Феофания прожила долгую жизнь, в которую вместилась и война, и уход родителей, и двух родных сестер, и изгнание всех насельниц  из любимой ее Почаевской Лавры, где она приняла постриг. Всё прошло, только Любовь ко Господу с каждым днем разгоралась в ее сердце всё больше и больше.

Даже уже находясь в немощи, монахиня Феофания всегда шла в храм, садилась возле свечного ящика, открывала Евангелие или Псалтырь и молилась. А когда год назад храмы закрылись на карантин, наступили для матушки очень тяжелые дни. Немыслимо было остаться без Литургии, без соборной молитвы в храме. 

Как-то она посетовала, что в ее доме нет идеального порядка, хотя она в юности была чистюлей, но сейчас, выбирая между совершением молитвенного правила или подготовкой к Причастию и уборкой, выбор всегда был однозначным.

«Матушка Феофания была добрым и  позитивным человеком, всегда улыбалась. Она очень любила Почаев. Хотела быть там, в монастыре, и когда в 24 часа милиция заставила сестер покинуть обитель, а было это в эпоху гонения на Церковь,  матушка никого не обвиняла, считая что на всё Божия воля,  — вспоминает о монахине Феофании прихожанка Ольга. — Матушка рассказывала, что несколько раз она не знала как ей поступить. И тогда ночью ей снился иеросхимонах  Сампсон и строгим голосом говорил, что пора на исповедь и к нему на могилку. Он похоронен на Николо-Архангельском кладбище. Она всегда так и поступала. И всё решалось благополучно».

Рассказывает Светлана Коваль:

«Однажды в праздник погребения Пресвятой Богородицы она задолго до службы зашла в лавку за свечкой и с таким сокрушением сердечным поделилась со мной своими переживаниями. «В прошлом году не пришла на погребение Пресвятой Богородицы! Весь год мучилась!» Конечно, матушка благоговейно и с большой любовью молилась Небесной Владычице всю Литургию и после нее домой не пошла, осталась в храме ждать чина погребения.

А ещё в храме во время богослужения довелось мне стоять рядом с ней. Муж у меня болящий. На месте долго не стоит. И собрались мы выйти из храма во время богослужения, но сзади кто -то взял за рукав и коротко, чётко, ясно и с любовью сказал: «Нельзя уходить! Царские врата открыты!». Это была матушка Феофания.  Вот так нас учат наши старожилы с благоговением относиться к богослужению. Много таких маленьких штрихов можно добавить к портрету монахини Феофании и все они тёплые, добрые, светлые.

Прихожанка Оксана Назарова говорит, с монахиней Феофанией ее познакомил… преподобный Кукша Одесский, а чуть позже скрепил знакомство и  преподобный Амфилохий Почаевский. Произошло это при следующих обстоятельствах.

«Года два  назад я прочитала подаренную мне книгу о преподобном Кукше Одесском, о котором до этого ничего не знала и не слышала. Житие батюшки меня потрясло, равно как и описание тех чудес исцеления от болезней, которые происходили у многих людей по молитве к нему.  Из этого же жития я узнала и о преподобном Амфилохии Почаевском, с которыми они вместе  пребывали в Почаевской  Свято-Успенской Лавре некоторое время . И вскоре после прочтения  этой книги и первых моих молитвенных обращений к преподобному Кукше,  Господь явил Свою милость к моей тяжело заболевшей маме (поражение кожи и  вен ног) и помог ей. Вскоре после выписки мамы из больницы, где она проходила лечение уже по другому поводу, я возвращалась со службы в храме и  неожиданно для себя вступила в разговор с матушкой Феофанией,  с которой лично ранее не была знакома. Матушка рассказала, что и сама болела той же болезнью, что и моя мама, поведала, что  до приезда в Москву жила в Почаевской  Лаврой, а у преподобного Кукши Одесского исповедовалась. Была знакома и с преподобным Амфилохием  Почаевским, который благословлял матушку и дал ей совет, касавшийся лечения ее болезни. И когда я это осознала, то в первые мгновения мне стало  невероятно радостно и страшно одновременно. Радостно от того, что рядом с нами в храме молится человек, лично  и довольно близко знавший двух Божиих Угодников, прославленных в лике святых. Страшно от того, что святые так близки к нам, особенно когда мы  призываем их на помощь. И они в Царствии Небесном соединяют людей здесь, на земле, чтобы мы друг другу помогали и через эти добрые дела  прославляли Господа. Господь призвал монахиню Феофанию на Светлой седмице. А ее сорокодневный путь ото дня преставления — 5 мая — прошел через день памяти преподобного Амфилохия Почаевского (12 мая) и через день памяти  преподобного Иова Почаевского (19 мая). Для меня это свидетельство того, что действительно у Бога все живы, что не случайно Господь призывает людей в определенные  Им дни. И подает  в помощь на прохождение сорокодневного  пути в мире ином любимых  нами при жизни на земле и любящих нас Небесных заступников». 

Семья Бутаковых – Дарья и Димитрий  — воспитывают четырех детей, все они,  за исключением самых маленьких, наши активные волонтеры. И в ответ на просьбу рассказать о матушке Феофании Дарья прислала вот такую зарисовку.

«Монахиня Феофания стала для нашей семьи близким человеком. В последний раз я с ней общалась 7 апреля, на Благовещение.  Она родилась в Белоруссии, корни моего отца там же. Больше 5 лет мы знаем матушку. Приходишь в храм на раннюю Литургию, а она уже на своем месте, сидит на лавочке и молится по четкам. Сколько было у неё любви к Господу. Вставала рано, шла на службу, приходила первая в храм, даже, когда здоровье подводило. В большие праздники она после ранней Литургии не уходила домой, чтобы отдохнуть, ждала следующее богослужение. К принятию Святых Христовых Таинств приступала самая последняя, всех пропускала. Просила поминать её родителей в дни памяти — Василия и Ольгу. Не хватает матушки в нашем храме, но надеемся, что Господь Многомилостив, и матушка рядом с нами продолжает молиться и славить Господа. Очень добрым и светлым человеком осталась в нашей памяти Феофания». 

Нет, пожалуй, ни одного человека, который бы, рассказывая о монахине Феофании, не отметил силу и глубину ее молитвы. Очень многие наши прихожане просили матушку помолиться в самых сложных ситуациях. И помощь всегда приходила.

Рассказывает Ирина Буракова:

«Смотрю на фотографию матери Феофании… Добрые, живые глаза, легкая улыбка, как хорошо было просто посидеть с ней рядом или поговорить о чем-нибудь духовном. Вспоминаю, как однажды вечером мы ждали свою очередь на исповедь, мимо нас прошла женщина в положении. Матушка обратилась ко мне и сказала: «Знаешь, прежде чем она забеременела, я видела во сне Богородицу, Она держала по младенцу в каждой руке». Эти слова так поразили меня, что я часто просила ее помолиться за нас с мужем – мы просили Господа и Богородицу о малыше.

Спустя время мы шли с ней из храма, я уже была в положении и славила Богородицу, а матушку Феофанию благодарила за молитвы. Она радовалась вместе с нами, а потом спросила:  «Уже знаешь, кого ждешь, мальчика или девочку?»  Я ответила: «Пока не знаю». Матушка сказала: «Хорошо бы чтобы это оказалась девочка, будет мамина помощница».

 Мне тоже захотелось девочку, но думала всё же, что будет мальчишка. И я, глубоко вздохнув, матушку помолиться, она кивнула в ответ…Сегодня у меня растет девочка, «мамина помощница»…