Сегодня, во второе воскресенье Великого Поста, Православная Церковь творит память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Его имя связано с крупным богословским диспутом, известным также как «Паламитские споры», в результате которых мнение святителя Григория было признано Церковью как истинное, а позиция его оппонентов объявлена еретической. В процессе споров было написано множество богословских трудов, такое количество – что только из них можно собрать небольшую библиотеку.

Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. В раннем возрасте Григорий получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию в императорском дворце об одном из сочинений античного философа перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась невероятно успешной и вызвала всеобщее восхищение.

Несмотря на все это, Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру. В возрасте 20 лет он принимает монашество на Афоне, где предается подвижнической жизни и начинает писать богословские сочинения. Главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником практики непрестанной молитвы – исихии (что в переводе означает «молчание»), которую практиковали афонские монахи. Также святитель Григорий сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях и Фаворском свете. Согласно этому учению, каждый христианин имеет возможность ощутить реальное присутствие Бога, почувствовать то, что святитель Григорий Палама назвал Божественными энергиями, а в Евангелии описано как свет, исходящий от Христа на горе Фавор. Именно этот Божественный Свет видели афонские монахи при усердной молитве, о чем также свидетельствует Григорий Палама. Принципиальный момент учения святителя был в том, что этот Божественный свет, которого может достичь, увидеть или почувствовать человек, является не чем-то сотворенным, как солнечный свет, или как наш мир, но истинным нетварным светом, «сиянием» самого Бога. Именно такой свет видели ученики Христа на горе Фавор.

С этим учением был несогласен оппонент святителя Григория – ученый монах из Южной Италии по имени Варлаам, с которого началась жаркая полемика, известная в истории Церкви как «Паламитские споры». Варлаам происходил из православной греческой семьи, хорошо знал греческий язык. Все началось с того, что в ходе споров с зарождавшимся католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына, Варлаам, защищавший православие, в своих сочинениях подчеркнул то, что Бог – непостижим. Именно на это утверждение отреагировал святитель Григорий, подвергнув критике богословие Варлаама. Это было первое богословское столкновение двух ученых мужей.

Варлаам, судя по всему, был человеком очень рациональным, что отразилось на его учении. После критики со стороны Григория Паламы, Варлаам внимательно ознакомился с учением и практикой «умной молитвы», которую творили афонские монахи. В ответном сочинении Варлаам в сатирической манере высмеял исихазм, и развернуто изложил свое учение о том, что человек никак не может приобщиться к Богу, а все Божественные энергии, о которых говорит Палама, являются тварными, то есть сотворенными Богом.  И даже если человек прикасается к этим энергиям – он все равно не прикасается к Божеству.

Этот спор продолжался несколько лет, и даже личная встреча святителя Григория и Варлаама не принесла результата. Точку этом споре поставил собор, состоявшийся в Константинополе в 1341 году. Варлаам, обвинявший исихастов в неправильном способе молитвы и опровергавший учение о нетварном Фаворском свете, был осужден. К чести Варлаама стоит сказать, что на этом соборе он испросил прощения. И также собор утвердил учение святителя Григория о нетварной Божественной энергии, образом которой является Фаворский свет, и к которой человек, путем усердной молитвы, может приблизиться и тем самым преобразиться.

Молитвами святителя Григория, Господь да утешит, укрепит, просветит и помилует всех нас. Аминь.