

25 января, в день, когда Святая Церковь молитвенно чтит память великомученицы Татианы, в Спасском храме состоялся концерт талантливого коллектива «Сестры Романовы и друзья». В программе концерта, который получил название «Татьянин день», звучали духовные песнопения, колядки и русские песни.
«Сестры Романовы» – это Алиса, Анна и Анастасия, «друзья» – тенор Алексей Пучков, и баритон Александр Белов.
– Зародился наш семейный ансамбль благодаря нашему папе, Сергею Романову, которого помнят многие наши прихожане, – рассказывает Алиса Мельникова (в девичестве Романова), регент основного хора Спасского храма. – Папа замечательно играл на гитаре, и мы, его дочки, с удовольствием подпевали ему, чуть ли не с рождения зная наизусть огромное множество песен. (Нужно заметить, что вообще нас четыре сестры, но Александре, второй по старшинству, к сожалению, редко удается присоединиться к нам на выступлениях).
Со временем наш репертуар расширялся и аудитория росла: мы пели на престольных праздниках близлежащих храмов, фестивалях, благотворительных и авторских вечерах.
Важной вехой для нас стало участие в телепроекте Первого канала «Поем на кухне всей страной» два года назад. Именно тогда мы решили подключить к нашему трио еще двоих певцов, поскольку это дает больше художественных возможностей и позволяет исполнять более интересный репертуар. Тогда и появилось нынешнее название нашего ансамбля «Сестры Романовы и друзья».
– У всех участников ансамбля есть профессиональное музыкальное образование?
– Музыкальное образование есть у всех, но разного уровня: у кого-то колледж или вуз, у кого-то просто музыкальная школа. Но независимо от образования, мы постоянно совершенствуем свои музыкальные навыки, поскольку освоение нового – и часто непростого – репертуара требует приличной музыкально– теоретической базы и хорошего владения голосом. Но самое ценное для певца в ансамбле (зачастую не связанное с уровнем образования) – это умение чувствовать друг друга и быть в единстве.
Важно заметить, что мы все поем в церковных хорах, и это неуловимо накладывает отпечаток на характер звучания нашего ансамбля. После одного выступления даже был комментарий «ваше пение похоже на церковное», хотя исполняли мы абсолютно светскую песню.
– Мама ваша тоже поет?
– Мама никогда не училась музыке, но всегда нам подпевала, насколько могла. Именно она способствовала тому, чтобы мы учились музыке, и всегда поддерживала все наши проекты. Когда мы репетируем дома, она всегда наш первый слушатель и критик, и ее советы бывают весьма полезны.
– А кто выбирает репертуар? На концерте звучали и богослужебные песнопения, и колядки. Все ли в Вашем ансамбле имеют право голоса?
– Конечно! Все приносят понравившиеся произведения, то, что где-то пели или слышали, или просто нашли интересные ноты. Благодаря этому у нас очень обширный и разноплановый репертуар: духовная музыка, классические и народные хоровые произведения, эстрадно-джазовые композиции, песни из кинофильмов. Мы поем на разных языках. Исполняем старинную музыку и произведения современных композиторов. Иногда сами делаем хоровые обработки любимых песен.
– С одной стороны, петь в семейном коллективе – это здорово, потому что вы друг друга знаете с рождения, а с другой стороны, наверное, очень сложно какую-то критику и в адрес другого сказать, и в адрес себя услышать. Или у вас обходится без конфликтов?
– Да, бывает, на репетициях разгораются споры: как лучше спеть, кто спел не ту ноту или неправильно произнес текст. Но это всегда по-доброму и необидно. Наш идейный вдохновитель, наша «заводила» – это Аня, третья сестра. Именно она продумывает и организует все концерты, записи, съемки. У нее очень большой опыт пения в разных жанрах и стилях, «за плечами» множество концертов и выступлений. Аня – «крепкий» музыкант, она очень хорошо чувствует музыку, и, конечно, в основном она, так сказать, управляет нашим звучанием. Мы с радостью доверяемся ее руководству, хотя каждый может высказать свое мнение и дать совет.
– Алиса, Вы упомянули, что все поете в церковных хорах. Есть ли разница в исполнении богослужебных и светских произведений?
– Безусловно! Самое очевидное отличие – в произнесении слов при пении. В церковнославянском языке все буквы выпеваются в соответствии с написанием, этим подчеркивается первостепенная важность текста.
В светских произведениях слова звучат как в обычном разговоре. Но основная ценность тут – передать с помощью вокальных приемов художественный образ и настроение: восторг, задумчивость, печаль… Или как шелестит листьями лес, набегает морская волна, капает дождь… И чем лучше ты погружаешь слушателя в это настроение, тем ты успешнее, как исполнитель.
В богослужебной же музыке нет задачи погрузить слушателя в то или иное настроение как-то искусственно. Важно держать в сознании образ Того, к Кому обращаешься, тогда и голос найдет подходящие молитве оттенки.
– Когда ты поешь на клиросе, ты должен все-таки сопровождать Литургию и не привлекать особенного внимания к себе, а когда ты поешь на концерте, то уже ты можешь раскрыть полностью и свой талант, и всю силу своего голоса…Так?
– Да, именно так. Церковное пение, безусловно, должно быть благозвучным. Голоса поющих призваны возвышать душу и приводить к молитве. Но, с другой стороны, не должно быть каких-то излишних художественных моментов, которые будут отвлекать от молитвенного сосредоточения: излишне выделяющиеся голоса, неожиданные гармонии, непривычные ритмы. Особенно это касается ключевых моментов богослужения: Херувимской песни «Милости мира», Великого славословия.
Если же мы поем духовную музыку на концерте, то немного меняем манеру исполнения: делаем ярче акценты, можем изменить темпы, подчеркнуть какие-то голоса. То есть на концерте главное не столько молитва, сколько красота музыки.
– А для Вас что ближе? Клиросное послушание или выступление в составе ансамбля на концерте?
– Сложно выбрать. Это разный опыт, каждый обогащает по-своему, помогает расти профессионально.
Клирос – безусловно, на первом месте. Это и участие в богослужении, и общение с замечательными людьми, и управление звучанием многих прекрасных голосов.
А пение с сестрами для меня – это отдушина: здесь я могу быть просто певцом и отдохнуть от руководства. Здесь мои самые близкие люди. А еще здесь практически идеальное звучание в плане чистоты строя и слияния голосов. И именно это звучание я держу в голове как эталонное при работе с клиросным хором.
– Музыка для Вас это что?
– Музыка для меня – это проявление Божественной гармонии в мире. Это образец упорядоченности, слаженности, единства и красоты. Музыка может заставить плакать и радоваться, мечтать и молиться. И особенным чудом я считаю человеческий голос, самый совершенный музыкальный инструмент. Ведь он всегда с нами, он обладает силой Слова, и для его звучания не нужны никакие особенные условия.
Когда я пою или управляю хором, я чувствую себя причастной Божественному творчеству и восхищаюсь той гармонии, которой, по милости Божией, зачастую удается достичь.