Во вторую неделю после Пятидесятницы – особый день, когда мы вспоминаем всех святых земли Русской. Этот праздник был учрежден в 1918 году Всероссийским церковным собором, который проходил в Москве в самый разгар революции. Таким образом, установление этого праздника было как бы ответом всей Русской Церкви на новую идеологию, которая встала на путь материализма и отказа от духовности, веры и святости.

«Не хлебом единым жив человек» – эти слова Христовы целиком и полностью раскрывают основной смысл праздника русских святых, праздника, который призывает нас вспомнить все лучшее, что у нас есть, вспомнить, в чем заключается призвание нашего народа.

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Эти слова в равной мере относятся и к каждому отдельному человеку, и к целым народам. Они означают, что всякая жизнь – и частная, и общественная, и национальная – определяется, в конечном счете, внутренним выбором. Можно жить ради того, чтобы рано или поздно купить автомобиль. Можно жить ради всевозможных достижений, силы, славы, всемирной власти. Можно жить только земным и жить ради земного счастья, маленького и ограниченного. Все это обуславливается эгоизмом, частным или всеобщим, и этот эгоизм наполняет мир страхом и ненавистью.

Вот именно поэтому и надо хоть иногда вспоминать, что мире всегда было, есть и будет совсем другое устремление, совсем другой способ жить в этом мире, что и показывают нам святые. Потому что только они являются образцами и носителями настоящей внутренней свободы, о которую разбивается земное всесилие зла, лукавства, страха и ненависти.

И целыми веками настоящее сокровище нашего народа заключалось не в великих достижениях и не в грохоте земной славы, а в поразительной духовной красоте русских святых.  Доказательством тому является, хотя бы, древнерусская иконопись, которая до сих пор, и верующих, и неверующих, поражает глубиной и светом своего мироощущения. Достаточно вглядеться в иконы Андрея Рублева, чтобы уяснить, как люди, создавшие подобные иконы и молившиеся перед ними, понимали и осмысливали этот мир, эту жизнь и самих себя. Это – абсолютно другие люди, не имеющие ничего общего с людьми материализма и потребления. У этих людей – другое «сокровище сердца», другие радости и печали, другие жизненные ценности. Да, эти люди, как и все остальные, во время своей жизни могут и грешить, и ошибаться, но они дышат другим воздухом, а в их сердце – всегда светлая печать о жизни нестареющей, о радости и мире в Духе Святом. От Антония и Феодосия Печерских до Серафима Саровского и даже до наших дней – русские святые являют всему миру подлинную сущности нашего народа.

И поэтому праздник Всех русских святых выходит за границы своего церковно-богослужебного значения и становится вопросом к каждому из нас – вопросом о душе, о последнем смысле, о последней ценности бытия нашего народа. Во имя чего мы живем, работаем и помогаем друг другу? Где и в чем сокровище наше и сердце наше? Именно они, все святые земли Русской, своей жизнью и своим подвигом помогают нам с вами найти верный ответ.