В Спасском храме встретили двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Накануне было совершено всенощное бдение с литией, а утром — Божественная Литургия.

С проповедью к прихожанам обратился иерей Андрей Бойчун.

 

«В день Успения мы говорим о том, что Богородица умерла. После этих слов праздник возможен только в том случае, если совершилось еще «что-то». Иначе особого праздника бы не было. Мы продолжили бы праздновать Благовещение и Рождество. Мы чтили бы многочисленные Ее иконы. Но Успение не было бы самым великим Богородичным праздником, Богородичной Пасхой. Оно бы помнилось наряду с днями поминовения усопших праведников, апостолов, мучеников.

Все святые, разлучившись с телами, ожидают воскресения мертвых. Они уже веселятся перед лицом Божиим и не боятся будущего, которое не таит для них ничего страшного, но лишь воскресение плоти, умножение славы и полное вхождение в Царство. Все они веселятся, но только душой. Пока единство души с имеющей воскреснуть плотью не восстановится, это будет еще «не все» веселье, «не вся радость».

Так было бы и в отношении Богоматери, если бы после Ее смерти ничего больше не последовало. Однако есть праздник ее славного Успения, и он велик, потому, что гроб, недолго хранивший тело Богородицы, пуст. Апостолы Петр и Павел ждут воскресения мертвых. Воскресения ждут все святые. Но Богоматерь для Себя уже ничего не ждет. Ее гроб пуст той же священной пустотой, которой ознаменован гроб Ее Сына – Христа Спасителя. Поэтому праздник Ее Успения велик. Он и назван не днем умирания, а днем Успения, поскольку недолгим был этот смертный сон.

Ее окружало особое воспитание, и душа ее рано, очень рано ощутила желание не отдаляться от Бога мыслью ни на йоту. Ей была подарена сладость особого Материнства, прижизненная неизвестность и пребывание в тени Божественного Сына. Ее сердце было растерзано всем тем кошмаром, который вложен в понятие Страстной недели. Она была несказанно обрадована вестью о том, что её Сын воскрес! Ей ли не быть отмеченной особой долей во время встречи со смертным холодом?

«Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его», – пропела Дева Мария, зачав Сына Божия от Духа Святого. Сотворил Ей «величие Сильный» и в дни смерти Ее. С одной стороны, во всем, как мы, Она умерла. Но, с другой стороны, во всем другая, Она не оставлена во гробе. Сын взял Ее с Собой.

Дверь, через Которую Всевышний вошел в мир, ушла от нас через двери смерти. Она ушла вначале только душой, как и подобает смертным, но затем была воскрешена Сыном и покинула землю с плотью. Гроб Ее пуст! Она ушла, но не оставила нас. И тропарь праздника раз за разом напоминает эту истину: «В Рождестве девство сохранила еси\ Во Успении мира не оставила еси, Богородице».

Мы действительно чувствуем Ее заботу о каждом из нас. Чувствуем, что Она избавляет от смерти души наши. Потому что самая главная смерть не когда тело разлучается с душой, а когда душа разлучается с Богом. И именно избавить нас от этой смерти мы просим в этот день у Божьей Матери. И сегодняшний праздник — это праздник нашей надежды на ту будущую помощь Божьей Матери, которую она оказывает тогда, когда, казалось бы, уже никто не может нам помочь, а Она может.  «Преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Аминь. С праздником!»