Событие Воскресения Христа настолько непонятно и невероятно, что порой этому трудно поверить. Мы знаем, что в жизни иногда случаются события или слишком уж радостные, или донельзя печальные, и первое, что мы можем сделать в таких случаях, это воскликнуть: «Не может быть!» И только тогда, когда лично убеждаемся в правильности известия, принимаем его. Так же был потрясен и поражен апостол Петр, несмотря на то, что Христос говорил о том, чему должно случиться.

Если мы всмотримся в окружающую нас жизнь, то заметим, как много в ней сокрытого и непонятного для нас: жизнь человека, животных и растений – все это наполнено тайнами. Если мы вдумываемся в жизнь, то нас поражает и ее зарождение, и ее развитие, ее рост и увядание и, наконец, смерть. Человека серьезно поражает работа системы кровообращения, функции мозга, зрение, слух, даже рост волос на голове. Все это настолько чудесно, настолько мудро, что серьезный, мыслящий человек невольно склоняется перед этой мудростью и приходит к заключению о существовании Высшего Разума, Начала (с большой буквы), которое дало дыхание жизни.

Воскресение Христа отрицается потому, что оно непонятно, но это совсем неосновательная причина для утверждения в неверии вообще. Жизнь непонятна, но она существует, мы ее ощущаем каждый миг. «Христос воскрес – говорим мы, и, хотя от нас сокрыто то, как это могло произойти, но мы постоянно пользуемся этим фактом в своей жизни, имея общение со Христом: на нашем личном опыте мы познаем, что Он жив!

Некоторые люди думают, что христианство зиждется только на вере в воскресение Христа, — это большая ошибка, — оно зиждется не на вере в воскресение, но на факте общения с Воскресшим Спасителем. Только после воскресения Христа Его ученики получили силу для новой жизни, и наша вера в Бога и Христа основывается на факте обновления нашей жизни. Есть люди, которые бессознательно верят в воскресение Христа, и таких очень много, но эта вера не делает их христианами, то есть новыми людьми. Разве апостол Павел стал новым человеком потому, что поверил в воскресение Христа? Нет, но потому, что он встретился с Ним, и потому, что вошел в общение с Ним.

Может быть, некоторые из нас говорят, что верят в воскресение, но что из этого, что это им дает? Если эта вера не меняет всей нашей жизни, то она не имеет никакого смысла. Вера в воскресение Христа – это не начало духовной нашей жизни, но ее завершение, ее результат, дающий полноту и радость жизни живущему по вере, такую непонятную и такую незнакомую для многих, даже религиозных, людей. Только тогда, когда мы идем в жизни по стопам Христа, мы узнаем, что значит «Христос воскрес«, и, говоря словами Писания, «как достигнуть воскресения Его«. Человек же, не имеющий общения со Христом, не идущий по путям Его, не может верить и в воскресение, потому что для этого у него не будет основания.

Если бы кто захотел поверить в Воскресение, то таким людям нужно было бы дать совет следующий: ищите Христа, узнавайте Его, дойдите за Ним до могилы, вникните в Его жизнь, примите все заветы Его, и тогда камень окажется отваленным, вы увидите пустую могилу, вы не почувствуете тления, — наоборот, вы увидите своими внутренними глазами, что Христос жив! И эта вера в Его воскресение будет результатом вашего опыта.