ВЕРУЮ И ЧАЮ
16 мая 2020

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Каждую субботу на Утрени мы с вами слышим Евангельские чтения, посвященные события воскресения Христова. От службы к службе, из года год мы вспоминаем об этом событии, которое является основополагающим утверждением, сердцевиной нашей веры. «Если Христос не воскрес – вера ваша тщетна» – именно этими словами апостол Павел всю суть события, которое разделило историю всего мира на ДО и ПОСЛЕ.

Христос не воскрес единолично, только потому, что Он – Бог. Он разрушил проклятие смерти для нас – и тем самым сделал нас наследниками общего воскресения. И ожидание именно этого воскресения отражено в нашем Символе Веры, который мы провозглашаем на каждой Божественной Литургии, отражено в его последних строках: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»

На протяжении всего Символа веры ключевым, краеугольным словом является начальное слово: – «Верую…». Именно оно звучит в каждом члене Символа: верую – во единого Бога, верую – в Господа нашего Иисуса Христа, верую – в Его воплощение «нас ради человек и нашего ради спасения», верую в Духа Святого, верую в Церковь.

Но вот теперь, в утверждении заключительном, которое как бы подводит итог всей нашей вере, всю ее обнимает и объединяет, мы слышим другое слово. Слово это – ЧАЮ, т.е., в переводе с церковнославянского: «жду». Жду воскресения мертвых и жду жизни будущего века. Именно на этом слове нам и следует остановиться, ему – духовно удивиться… Ведь не только слово «вера», но и утверждение «я верю» можно переживать и понимать по-разному. Сказать, например, «я верю в незыблемость законов природы», – еще не раскрывает моего личного, внутреннего отношения ни к этой незыблемости, ни к самим законам, не выражает ни радости, ни печали о них. Но когда, перечислив все то, во что я верю, я добавляю – жду, это означает, что моя вера во мне претворяется в некое активное состояние, пронизывающее меня и определяющее так или иначе мою жизнь. Я верую и потому жду. Я жду того, во что верю. Тут ожидание раскрывается как направленность, как действие веры, а вера – как источник ожидания. Славянское «чаю» сильнее русского «жду». «Чаю» включает в себя именно желание того, чего я жду, радость о нем как о приближающемся счастье. Но чаять, ждать в этом смысле можно только чего-то, что я уже хотя бы отчасти знаю. Вот тут-то и раскрывается нам то, что называется особенностью – радостной и бесконечно глубокой – христианской веры. Вера эта не в утверждении отвлеченных мыслей и соображений. Нет, она есть, прежде всего, встреча с Тем, Кого она утверждает, и потому вера – это знание, это видение души, это пронзенность сердца. Я чаю, я жду воскресения мертвых, потому что сама вера во мне пронизана пасхальным светом, пронизана радостным знанием, что Христос воскрес из мертвых, чтобы нам открыть путь к нашему воскресению: Он даровал нам свою бессмертную, из гроба воссиявшую, свободную от смерти жизнь, и тем самым – нашу смерть сделал приближением и началом победы. Я жду, я чаю воскресения мертвых, потому что оно даровано мне, потому что вся христианская вера есть не что иное, как внутреннее, умом недоказуемое и все же самоочевидное знание того, что человек призван к вечности.

Вот почему Символ веры заканчивается этим радостным чаю, жду… Идет жизнь. Каждый день приносит свои печали и радости. Мы падаем, поднимаемся, снова падаем… Но если когда-то вошла в душу вера, если состоялась, произошла, иногда почти совсем неприметная, встреча со Христом, и в Нем – с Благим и любящим Отцом, если коснулось души дыхание Духа Святого, если раскрылась нам не внешняя, а внутренняя жизнь Церкви, если полюбили мы лучезарный образ пречистой Девы Матери, увидели сердцем ласковую улыбку преп. Серафима, услышали внутри себя голос, вечно зовущий домой, к Богу,– то тогда «верую» претворяется в нас в «чаю» – «жду». И внешне, может быть, ничего не произошло и не произойдет с нашей жизнью. Но на глубине ее воцаряется это «жду». Суета жизни будет все время заглушать его, человек будет как бы засыпать в житейских буднях. Но до конца уже не забудет, до конца не предаст этого света, этой радости, этой новой жизни, затеплившейся нём.

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Каким-то краем души мы уже вкусили этой жизни и знаем, что она уже сейчас, уже тут началась и доступна. И потому мы, верующие во Христа не только ищем у него помощи в «этом веке», в этой жизни.

Мы ожидаем предназначенной нам полноты радости, полноты знания, торжества Божественной жизни по нашем с вами воскресении – в Царстве Христовом, ему же не будет конца. Аминь.