По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.  Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.  А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. (Евангелие от Марка) 

Евангельское чтение, читаемое на всенощном бдении, накануне Воскресного дня, повествует о первом соприкосновении человечества (в лице святых жен-мироносиц) с фактом свершившегося Воскресения Христова. На протяжении веков Церковь устами Священного Писания и богослужений вновь и вновь повторяет нам, что Воскресение из мертвых – это суть и сердцевина христианской веры, это центральное утверждение Евангельского благовестия. Ведь наша с вами вера – это превыше всего вера в то, что Христос не остался во гробе, что из смерти воссияла жизнь и что в воскресении Христа из мертвых закон умирания и смерти был разрушен и уничтожен.

Именно поэтому в храме и на пасхальных, и на воскресных богослужениях мы слышим ликующие утверждения: «смертию смерть поправ», «поглощена смерть победой», «жизнь царствует», «мертвый ни един во гробе». Нам все это привычно и понятно, и вроде все это мы знаем и этому верим, но…

Но вот мы сталкиваемся со смертью. И тут обнаруживается наша растерянность, обнаруживается, что мы как-то не вдумывались раньше во все эти слова о победе Христа над смертью. А вдумываться в это абсолютно необходимо, на вере в воскресение Христово и вместе с ним – на вере в наше общее воскресение – держится все христианство. Потому что только эта вера предполагает отношение к смерти, понимание смерти – глубочайшим образом новое, иное и революционное для этого мира.

Воскресение Христово воспринимается нами, прежде всего, как чудо. Но поскольку Христа мы называем Богом, то чудо это в некотором смысле перестает быть чудом: Бог всесилен, Богу все возможно. И, конечно, что бы ни означала смерть Христова, Его божественная сила и власть не дали Ему остаться во гробе. Но дело в том, что все это составляет только половину изначального христианского восприятия воскресения Христова. Радость раннего христианства, радость, живущая и доныне в Церкви, в ее богослужении, в ее песнопениях и молитвах, особенно же в ни с чем не сравнимом празднике Пасхи, – не отделяет воскресения Христова от «общего воскресения», от воскресения всех людей, которое берет свое начало в воскресении Христовом.

Празднуя, за неделю до Пасхи, воскрешение Христом умершего Лазаря, Церковь торжественно, радостно утверждает, что это чудо есть «общего воскресения удостоверение». Но случилось так, что в сознании христиан вера в воскресение Христа и вера в начатое им «общее воскресение» неким образом разъединились. Нетронутой осталась вера в восстание Христа из мертвых, в воскресение Его в теле, к которому Он призывает прикоснуться сомневающегося апостола Фому. В том же, что касается нашей последней участи и судьбы после смерти, то они понемногу перестали восприниматься в свете воскресения Христова и по отношению к нему.

Христианство провозглашает, утверждает и учит, что отделение души от тела, называемое смертью, есть зло. Это то, чего Бог не сотворил. Это то, что вошло в мир и покорило мир себе, но в нарушение Божественного замысла, в нарушение замысла о мире, о человеке и о жизни. Это то, что Христос пришел разрушить. Но чтобы понять, ощутить и почувствовать христианское восприятие смерти, нужно сначала хотя бы несколько слов сказать об этом Божьем замысле, поскольку он открыт нам в Священном Писании и в полноте своей явлен во Христе: в Его учении, в Его смерти, в Его воскресении.

Замысел этот можно очертить так: Бог создал человека с душой и телом, и именно это соединение называется в Библии и в Евангелии человеком. Человек, каким создал его Бог, – это одушевленное тело и воплощенный дух, и потому всякое разделение их, и не только последнее – в смерти, но и до смерти, всякое нарушение их единства – есть зло, есть духовная катастрофа. Отсюда – и наша вера в спасение мира воплощением Бога, то есть принятием Им плоти, тела, и не призрачного, не «как будто тела», а тела в полном смысле этого слова: нуждающегося в пище, устающего, страдающего. Таким образом, в смертном разделении души и тела кончается то, что в Писании называется жизнью. Но со смертью не исчезает человек, ибо невозможно уничтожить то, что Бог призвал из небытия в бытие.

Но не для этого разделения, умирания и тления Бог создал мир. И потому Евангелие провозглашает, что последний враг истребится – смерть! (1Кор.15:26). Это разрушение, это истребление смерти началось тогда, когда Сын Божий вольно, из бессмертной любви к нам, сам снизошел в тьму смерти и наполнил ее своим светом и своей любовью. Вот почему в великий и светлый день Пасхи мы поем не только «Христос воскресе из мертвых…», но также: «Смертию смерть поправ…».

Воскрес из мертвых Он один, но этим Христос разрушил нашу смерть, разрушил ее владычество, ее безнадежность. Смерть перестала быть конечной точкой. Вместо этого человечество обречено на восстание жизни и радость всеобщего воскресения. «Восстанут мертвые и сущие во гробах возрадуются». Вот смысл, вот бесконечная радость этого действительно главного, сердцевинного утверждения Евангельского благовестия, которое первыми услышали от ангела жены-мироносицы. В этом утверждении – что Христос Воскрес – содержатся вся вера, вся любовь и вся надежда христианства.