Сегодня, 22 ноября 2020 года, Святая Церковь особо чтит образ Божьей Матери «Скоропослушница».
Древний чудотворный образ находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание — являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.
На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.
В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Святая Церковь предлагает нам отрывок Евангелие от Луки, где Господь наш Иисус Христос совершает два чуда: воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины.
Отдать все силы для воскрешения своей души призвал на проповеди во время ранней Литургии иерей Андрей Бойчун.
«12 лет кровоточивая женщина страдала и потратила всё свое имущество на врачей. Но никакой пользы, никакого облегчения не было. И она решалась прикоснуться к Господу Иисусу Христу. По закону Ветхого Завета пребывающая в нечистоте женщина не имела права выходить в общество, потому что прикосновение к ней делало сразу нечистым другого человека. Но Спаситель вместо того, чтобы поругать, исцеляет ее и обращается к ней со словами «дерзай, дщерь», то есть «держись, дочь моя». Так Он успокаивает то смущение и страх, которые она испытывает после разоблачения.
Также Господь не дает Иаиру времени среагировать на новость о смерти дочери. Ведь убитый горем отец мог сказать что-то вроде: все, конец, дочь моя умерла, прости, что побеспокоил Тебя, мне больше ничего не поможет. Вместо этого Спаситель словно перебивает его, упреждает его реакцию, призывает верить и идет к нему в дом.
В этих двух чудесах, воскрешение и исцеления, которые, казалось бы, отдельные друг от друга, мы можем увидеть всю Евангельскую историю. В «Символе веры» мы читаем: «Нас ради человек и нашего ради спасения», Господь сошел с Небес и стал человеком. И дальше мы не говорим, что Он ходил по воде и умножал хлеба, но мы сразу говорим, что Он был распят на Кресте, умер и воскрес. Самое главное в Священном Писание – это страдания, крестная смерть и Воскресение Иисуса Христа, а попутно Он совершает множество других чудеса. Также и в сегодняшнем отрывке: Господь идет воскресить умершую девочку, а попутно совершает исцеление кровоточивой.
И в нашей духовной жизни самое главное, что должно быть, это воскрешение нашей души, потому что все мы рано ли поздно уйдем из этой временной жизни. Как говорит апостол Павел, «оставим храмину», чтобы соединиться со Христом в другой, новой реальности. Но попутно Господь совершает различные чудеса. Кому нужно сегодня исцеление – исцелит сегодня, кому нужно через 12 лет, как этой женщине — через 12 лет. Но стремиться нужно к воскрешению души, потому что тело наше – это только дом нашей души. Душа важнее тела. И от того, как мы живем, что мы думаем, делаем, зависит состояние нашей души.
И страдавшая кровотечение женщина, и Иаир молились Богу, но молились по-разному. Иаир говорил словами, призывая Господа помочь, женщина не говорила ничего. Она молилась безмолвно. И Господь слышит обе молитвы. Форма может быть разной. Именно содержание молитвы важно. Не как мы проявляем молитву. Самое главное – наше внутренне желание быть с Богом. Надежда наша именно на Бога, потому что у этих двух человек не было никакой другой надежды. Ни на себя, ни на врачей, они уже поняли, что ни деньги, ни какие-то связи им не помогают, и может помочь только Бог. И вот именно тогда молитва действенна, когда мы уповаем только на Бога!
Святые отцы говорят, что внутренне и внешнее очень взаимосвязано, иногда внутри нам очень тяжело помолиться, в этом случае учителя Церкви советуют сделать что-то внешнее, например, положить земной поклон. И тогда появляются душевные силы, чтобы обратиться к Господу.
Седьмой день недели мы называем воскресением, именно ради этого пришел Господь, чтобы душа каждого из нас стремилась к Воскресению. Господь воскресит все наши тела, а вот воскреснет ли наша душа? Это зависит от каждого из нас. Будем об этом просить Бога. Каждый, как умеет».