Сегодня, 22 ноября 2020 года, Святая Церковь особо чтит образ Божьей Матери «Скоропослушница».

Древ­ний чу­до­твор­ный об­раз на­хо­дит­ся на Свя­той Го­ре Афон, в мо­на­сты­ре До­хи­ар. В 1664 го­ду тра­пе­зарь Нил, про­хо­дя в ноч­ное вре­мя в тра­пез­ную с за­жжен­ной лу­чи­ной, услы­шал от об­ра­за Бо­го­ро­ди­цы, ви­сев­ше­го над две­рью, го­лос, при­зы­ва­ю­щий его впредь здесь не хо­дить и не коп­тить ико­ну. Мо­нах по­ду­мал, что это шут­ка ка­ко­го-ли­бо бра­та, пре­не­брег зна­ме­ни­ем и про­дол­жал хо­дить в тра­пез­ную с коп­тя­щей лу­чи­ной. Вне­зап­но он ослеп. В горь­ком рас­ка­я­нии мо­лил­ся Нил пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, умо­ляя о про­ще­нии. И вновь услы­шал чуд­ный го­лос, из­ве­щав­ший о про­ще­нии и воз­вра­ще­нии зре­ния и при­ка­зы­ва­ю­щий воз­ве­стить всей бра­тии: «С этой по­ры бу­дет име­но­вать­ся сия ико­на Моя Ско­ро­по­слуш­ни­цею, по­то­му что ско­рую всем, при­те­ка­ю­щим к ней, бу­ду яв­лять ми­лость и ис­пол­не­ние про­ше­ний». Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца ис­пол­ни­ла и те­перь ис­пол­ня­ет Свое обе­ща­ние — яв­ля­ет ско­рую по­мощь и уте­ше­ние всем, с ве­рою к Ней при­те­ка­ю­щим.

На Ру­си все­гда поль­зо­ва­лись боль­шой лю­бо­вью и по­чи­та­ни­ем спис­ки с чу­до­твор­ной Афон­ской ико­ны «Ско­ро­по­слуш­ни­ца». Мно­гие из них про­сла­ви­лись чу­де­са­ми. Осо­бо от­ме­ча­лись слу­чаи ис­це­ле­ния от па­ду­чей бо­лез­ни и бес­но­ва­ния.

В 1938 го­ду Афон­ская оби­тель До­хи­ар при­нес­ла в дар Рус­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Иеру­са­ли­ме спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца». 

Святая Церковь предлагает нам отрывок Евангелие от Луки, где Господь наш Иисус Христос совершает два чуда: воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины.

Отдать все силы для воскрешения своей души призвал на проповеди во время ранней Литургии иерей Андрей Бойчун.

«12 лет кровоточивая женщина страдала и потратила всё свое имущество на врачей. Но никакой пользы, никакого облегчения не было. И она решалась прикоснуться к Господу Иисусу Христу. По закону Ветхого Завета пребывающая в нечистоте женщина не имела права выходить в общество, потому что прикосновение к ней делало сразу нечистым другого человека. Но Спаситель вместо того, чтобы поругать, исцеляет ее и обращается к ней со словами «дерзай, дщерь», то есть «держись, дочь моя». Так Он успокаивает то смущение и страх, которые она испытывает после разоблачения.
Также Господь не дает Иаиру времени среагировать на новость о смерти дочери. Ведь убитый горем отец мог сказать что-то вроде: все, конец, дочь моя умерла, прости, что побеспокоил Тебя, мне больше ничего не поможет. Вместо этого Спаситель словно перебивает его, упреждает его реакцию, призывает верить и идет к нему в дом.

В этих двух чудесах, воскрешение и исцеления, которые, казалось бы, отдельные друг от друга, мы можем увидеть всю Евангельскую историю. В «Символе веры» мы читаем: «Нас ради человек и нашего ради спасения», Господь сошел с Небес и стал человеком. И дальше мы не говорим, что Он ходил по воде и умножал хлеба, но мы сразу говорим, что Он был распят на Кресте, умер и воскрес. Самое главное в Священном Писание – это страдания, крестная смерть и Воскресение Иисуса Христа, а попутно Он совершает множество других чудеса. Также и в сегодняшнем отрывке: Господь идет воскресить умершую девочку, а попутно совершает исцеление кровоточивой.

И в нашей духовной жизни самое главное, что должно быть, это воскрешение нашей души, потому что все мы рано ли поздно уйдем из этой временной жизни. Как говорит апостол Павел, «оставим храмину», чтобы соединиться со Христом в другой, новой реальности. Но попутно Господь совершает различные чудеса. Кому нужно сегодня исцеление – исцелит сегодня, кому нужно через 12 лет, как этой женщине — через 12 лет. Но стремиться нужно к воскрешению души, потому что тело наше – это только дом нашей души. Душа важнее тела. И от того, как мы живем, что мы думаем, делаем, зависит состояние нашей души.

И страдавшая кровотечение женщина, и Иаир молились Богу, но молились по-разному. Иаир говорил словами, призывая Господа помочь, женщина не говорила ничего. Она молилась безмолвно. И Господь слышит обе молитвы. Форма может быть разной. Именно содержание молитвы важно. Не как мы проявляем молитву. Самое главное – наше внутренне желание быть с Богом. Надежда наша именно на Бога, потому что у этих двух человек не было никакой другой надежды. Ни на себя, ни на врачей, они уже поняли, что ни деньги, ни какие-то связи им не помогают, и может помочь только Бог. И вот именно тогда молитва действенна, когда мы уповаем только на Бога!

Святые отцы говорят, что внутренне и внешнее очень взаимосвязано, иногда внутри нам очень тяжело помолиться, в этом случае учителя Церкви советуют сделать что-то внешнее, например, положить земной поклон. И тогда появляются душевные силы, чтобы обратиться к Господу.

Седьмой день недели мы называем воскресением, именно ради этого пришел Господь, чтобы душа каждого из нас стремилась к Воскресению. Господь воскресит все наши тела, а вот воскреснет ли наша душа? Это зависит от каждого из нас. Будем об этом просить Бога. Каждый, как умеет».