Завершились сорок дней, в течение которых мы праздновали Святую Пасху, — те самые сорок дней, которые отделяли момент от Воскресения до Вознесения Спасителя. Они были наполнены совершенно особым содержанием. Христос больше не находился каждодневно вместе с апостолами, но Он являлся им.

         В течение этих сорока дней Господь встречался с учениками в Иудее и в Галилее, уча их о Царствии Божием. Именно в эти сорок дней было заложено многое в жизнь будущей христианской общины — то, что мы называем Преданием. Оно не было отражено письменно, но запечатлелось в памяти христианской общины и, передаваясь из поколения в поколение, стало Священным Преданием Церкви.

         Сегодняшнее Евангельское чтение взято из 24-й, заключительной главы Евангелия от Луки. Собственно говоря, повествование от Луки заканчивается сегодняшним евангельским чтением. Апостол рассказывает о явлении Христа Воскресшего ученикам. «Посмотрите на руки и ноги Мои, — говорит Спаситель, — ибо это Я Сам» (Лк. 24:39). Какие странные слова: «Это Я Сам»! И далее, как бы в доказательство того, что это именно Он, говорит: «Осяжите меня и уразумейте: дух плоти и костей не имеет». Не исключено, что апостолы, которым Христос являлся неожиданно и при дверех затворенных, могли в Нем видеть не реальность, а некий дух, призрак. Господь развенчивает эти сомнения. Он акцентирует их внимание на то, что Он в реальной плоти: «Осяжите, уразумейте», а потом, как бы еще раз настаивая на реальности Своего бытия, говорит им: «Есть ли у вас здесь что-то съестное?» И принесли Ему рыбы, печеной на угле, и мед, и Он вкушал эту пищу. Конечно, Господь после Воскресения мог обходиться без всякой физической пищи, но Он делает это для того, чтобы показать апостолам, что Он во плоти, что воскрес не только Его дух, который никогда и не умирал, — вместе с Воскресением Он восставил из небытия, из смерти, человеческое тело, которым Он обладал.

         Евангелист Лука написал еще одну книгу Нового Завета — книгу Деяний апостольских. Евангелие от Луки заканчивается 24-й главой, где Господь настаивает на том, что Он в реальном теле, а книга Деяний начинается с повествования о Вознесении. И это совершенно неслучайно, потому что можно было еще многое рассказать. Апостол Лука, конечно, знал, что было между встречей со Спасителем при «дверех затворенных» и моментом Вознесения, но он как бы соединяет эти два события в двух новозаветных книгах и повествует о том, что Господь возносится на небо — Тот Самый Господь, Который воскрес, Который явился им, Которого можно было осязать, Который вкушал пищу, а значит, на небо возносилось Его тело. И явились два мужа и сказали: «Что вы смотрите на небо? Иисус, Который ныне возносится на небо, так же вернется к вам». Ни о чем больше не сказано в этот момент. Апостолам нужно идти и проповедовать покаяние и прощение грехов. И, размышляя на тему Вознесения, святой Иоанн Златоуст говорит о том, что Господь принял плоть не для того чтобы оставить ее на земле — Он принял плоть для того, чтобы восхитить ее в тайну Святой Троицу, посадить на престол царский, чтобы ей поклонялось все ангельское воинство.

         Но ведь плоть Спасителя — это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его крест и воскресение вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.

         Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу. Мы губим его дурными привычками, склонностями, грехами — теми самыми, к покаянию о которых призваны были апостолы в день Вознесения. Мы разрушаем свое тело — то самое, которое реально связано с телом Спасителя, потому что весь род человеческий связан одной природой, и можно проследить эти нити, которые нас связывают друг с другом, восходя к нашим нашим древним предкам.

         Имеет огромное значение для всего рода человеческого, что Господь тело Свое вознес в Божественную жизнь и через Его тело мы связываемся с Ним. Совершенно неслучайно, что именно тело Свое Он приносит в заклание и что тело Свое Он дает нам в заклание через таинство Святой Евхаристии, когда, причащаясь тела и крови Спасителя под видом хлеба и вина, мы соединяемся с Его прославленным телом — тем самым телом, которое в тайне Святой Троицы пребывает на Божественном престоле.

         Все это открывает нам глубины Божественного замысла о человеке. Мы не одни, мы не чужие, мы не несчастные «виды», возникшие неизвестно как. Каждый из нас — это не один из миллиардов людей; каждый из нас не только душой своею, но и телом связан с Господом и Спасителем.

         На этом основывается наша особая молитвенная связь с нашим Спасителем. На этом основываются и наши молитвы о телесном здравии. Не нужно пренебрегать своим телом, не нужно пренебрегать своим здоровьем.

         Нынешний день учит нас, что есть особая связь между нами и Спасителем нашим, прославленным, в том числе, и в теле Своем. Этот день учит нас особой заботе о нашем духовном состоянии, чтобы оно не разрушало Богом данного тела. Этот день учит нас и тому, что главная миссия, которую совершил Господь и которую Он поручил Церкви, — это проповедь покаяния, которая заповедана была апостолом.

         Одного этого достаточно, чтобы научиться жить по-новому, чтобы контролировать свои мысли и поступки, чтобы приносить Господу чистосердечное раскаяние, чтобы через молитву и святейшее Таинство Евхаристии соединяться с Ним в надежде на то, что подаваемая Им благодать укрепит и души, и телеса наши. Аминь! 

Отец Андрей Бондаренко

ПРОПОВЕДЬ НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ НАСТОЯТЕЛЯ СПАССКОГО ПРИХОДА ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО

Братья и сестры! Сегодня мы встречаем праздник Вознесения Господня. Проходя церковный круг праздников, мы каждый раз еще и еще осмысливаем все события, чтобы они послужили для нас возможностью проникнуться глубиной Божьей мудрости и милости, которые Господь проявляет к нам.

С нашей человеческой точки зрения, если смотреть на праздник Вознесения, то это последняя встреча учеников и Учителя. И Учителю нужно покинуть своих учеников, оставить их на земле, дав наказ, в исполнении ими апостольской миссии: проповедовать Евангелие Спасения, чтобы каждый прикоснувшийся к нему имел возможность войти в Царство Христово.

Если обратимся к событиям до Крестных страданий Христа, то вспомним прощальную беседу Господа с учениками, еще тогда он приуготовлял их к этому сегодняшнему событию.

Он говорит: «Если бы вы действительно Меня любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему, для Вас же лучше, что Я пойду к Отцу. Я приготовлю вам место, чтобы вы были, где и Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, который наставит вас на всякую Истину».

Понимали ли апостолы в том момент весь смысл этих слов? Думаю, нет. Эти слова сказанные «на потом» обретают понимание в умах и сердцах учеников только после Его преславного Воскресения, когда Господь «.. отверз им ум к уразумению Писаний» и,  пребывая в ожидании обетования Святого Духа, «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь».

Этими словами оканчивается Евангелие воплотившегося Мессии, открывая новую страницу Евангелия Благодати Святого Духа.

Онтология Спасения человека должна была завершиться обожением человеческого существа в полной его сущности, и физической и духовной составляющей. Это обожение призвано восстановить первоначальное состояние мира между Богом и Человеком.

Накануне, на Всенощном бдении под праздник Вознесения мы с вами пели воскресное песнопение: «Воскресение Христово видевше…». Казалось бы, какая связь между Воскресением и Вознесением, и почему мы акцентируем внимание на этой связи в этот день. Именно потому, что Вознесение – есть полнота Воскресения в домостроительстве спасения человека. Воскресение — разрушило клятву вечной смерти для человека, а Вознесение — разрушило клятву пред вратами Вечной жизни для человека. Человек был создан бессмертным существом. Но и дьявол тоже бессмертен. Страшно для бессмертного существа пребывать вне Жизни, когда каждый день твоего существования не имеет смысла, наполнен грехом, злобой, отчаянием, безысходностью, и на примере падших духов мы видим, к чему это приводит в перспективе бытия. И освободив человека от власти вечной смерти через Воскресение, Господь, через Вознесение, восстанавливает доступ человека к источнику Вечной жизни: источнику радости, благодарности и наполненного смыслом бытия бессметного творения.

Всегда существует вопрос, как же нам, живущим сейчас, понять полноту этого Промысла о человеческом спасении, не только в богословии ума, но духом, чувствами сердца и души.

Сестры Лазаря, Марфа и Мария, встретив Спасителя, когда тот шел, чтобы воскресить их брата, скептически отнеслись к Его словам, в их понимании – Воскресение это событие будущего, как говорит Писание, и нам ныне живущим пока не дано его ощутить, прикоснуться, почувствовать. Но Господь открывает воскрешением Лазаря иную реальность соприкосновения с грядущим Царством Неба, — уже здесь и сейчас, в этом земном временном пространстве «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже..»

Подчас, когда присутствуешь на погребении того или иного человека, невольно ощущаешь прожитую им жизнь. И если человек не соприкасался с Богом в этой жизни, на сердце приходит скорбь, и слова, о грядущем Воскресении, не проникает сквозь стену отчаяния и сожаления. Да, ты произносишь слова, говоришь, что нужно верить в Воскресение, доверять Богу. Но не пробиваются эти слова… А бывает по-другому. Особенно, когда ты провожаешь благочестивых прихожан храма, которые засвидетельствовали своей жизнью и своей верой — верность Богу, присутствует непонятная, необъяснимая рациональным языком для тебя Радость, ощущение перехода в нечто другое, запредельное уму, состояние мира, покоя и тишины.

И мне кажется, что подобное чувство испытали апостолы, которые поклонились и возвратились с великой радостью, прощаясь со своим Учителем.

Это чувство, которое приоткрывает нашей земной реальности тайну Вознесения. Это новозаветный переход «Верных» из времени в вечность, минуя Суд Правосудия Божия делами Веры, Надежды и Любви.

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Я хотел бы пожелать каждому, чтобы мы не только умом воспринимали наследие мессианского служение Христова, но чтобы чаще прикасались к нему сердцем и душой. Чтобы, по словам Спасителя, то Царство, двери которого он нам открыл Своим Вознесением, было внутри нас.

«..Царствие Божие внутрь вас есть..»

Желаю всем помощи Божией, утешения, милости, и той радости, которую  дают нам эти великие Праздники, являющие Безграничную Любовь Бога, и наша задача не закрывать сердце и ум для этой Любви. Она способна дать нам все необходимое, чтобы Жизнь в нашем земном пространстве приобрела то значение, ради которого Господь создавал этот прекрасный и удивительный мир, венцом которого явился богоподобный  и любимый Богом человек.