В любом большом храме или книжном магазине можно найти «Жития святых» — сборники рассказов о христианах, которые были канонизированы Церковью в разные периоды. Самые полные собрания житий занимают не один десяток томов, а самые краткие легко вмещаются в небольшую книжку. Но, независимо от объема, все эти издания объединены общим источником: о святых, которые жили до 17 века, мы знаем благодаря одному человеку — святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому. Именно его тексты входят в состав большинства современных житийных сборников. И сегодня, 4 октября – день обретения его честных мощей.

К главному труду своему митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера – постоянная потребность в учении.

Родился он в Украине, под Киевом, в незнатной, но благочестивой семье казацкого сотника. Мать посеяла в его душе семечко веры, а отец показал сыну пример толкового и мудрого администратора. Все это со временем будущему святителю удалось развить в себе в полной мере, когда он стал на поприще церковной службы. Но больше всего окружающие замечали острый ум мальчика — пытливый, цепкий, живой. И когда Димитрию исполнилось 11 лет, его как сына заслуженного казака направили на обучение в Киево-Братский коллегиум — престижнейшее учебное заведение не только Украины, но и всей Руси.

В 21 год принял он монашеский постриг, а в 25 лет был уже рукоположен в иеромонаха. В ту пору он не переставал, как и прежде читать книги, вникать во все вопросы, связанные с историей Церкви, особенно же – относительно спорных мнений, чтобы как пастырь уметь дать единственно верный ответ людям непросвещенным. Время было непростое: Православию в южнорусских землях приходилось отстаивать истинное исповедание перед наступлением западных проповедников.

За усердие и пастырскую ответственность молодого священника ценили. Не прошло и десяти лет с момента его учебы, а города Киев, Чернигов, Слуцк и Вильно уже оспаривали друг у друга право иметь у себя молодого пастыря, обращающего свое непрестанное учение на благо Церкви. Одно за другим начали приходить приглашения от монастырей стать игуменом. Вскоре игумен Димитрий переселился в Киево-Печерскую Лавру для продолжения ученых занятий. Еще в юности он полюбил читать жития святых прошлых столетий и вдохновлялся примером их святости. Со временем любовь к изучению биографий переросла в стойкое желание систематизировать в одном издании все сохранившиеся сведения о христианах, чьи имена Церковь вспоминает каждый день. К своей цели святитель шел долгих двадцать лет. В 1684 году на этот подвиг его благословил митрополит Киевский Варлаам, а уже в 1705 году из типографии вышел последний фолиант. До этого на такой огромный труд не отваживался никто – и все для того, чтобы и по сей день люди могли просто протянуть руку, взять с полки нужный том и прочесть главу о том или ином из святых начиная от первых веков христианской истории.

Вся тяжесть подвига Димитрия Ростовского становится очевидной, если учесть, что почти всю письменную работу владыка проделывал лично. Как признавался впоследствии сам святитель, этой работы ему невозможно было проделать, если бы не помощь Божья и тех святых, о которых он писал.

В 1689 году он познакомился с московским царем Петром. Молодой царь-реформатор увидел в украинском монахе активного и деятельного человека. Петр издал указ Петра о назначении иеромонаха Димитрия архиереем на Тобольскую кафедру. В 1701 году он был рукоположен в Москве в архиереи. Но в Сибири он оставался недолго – его тянуло на Родину, у него было плохое здоровье, да и продолжать свое любимое дело в таежной глуши он не мог. Митрополит попросил царя решить вопрос о его переводе, и в 1702 году Петр назначил Димитрия митрополитом Ростовским.

При своем доме Владыка открыл училище для подготовки пастырей и лично следил за их образованием и воспитанием. В школу брали не только детей священников, но и всех способных мальчиков.  Кроткий и мягкий, святитель учил всех молитве, посту, милостыне, сострадательности, милосердию. И учил не словами, а личным примером.

Но здоровье святителя было подорвано многолетними путешествиями, недосыпанием, умственными нагрузками. Он умер 10 ноября 1709 года – на коленях перед иконами. Святителю Димитрию было тогда 58 лет.

Похоронили его в соборе Ростовского Яковлевского монастыря, а 4 октября 1752 года во время ремонтных работ было обнаружено, что останки святого нетленны. Канонизировали митрополита Димитрия в 1757 году.

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского, надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики. Вот почему святитель Димитрий хотел, чтобы новые Минеи были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых, Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные им со Святой Горы Афон.

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, прежде малоизвестные. Благодаря его произведениям и доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, мученики, прославившие Бога крепостью своей веры, преподобные, подражавшие Христу своей жизнью, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

Их же молитвами, и молитвами святителя Димитрия, митрополита Ростовского, Господь да помилует всех нас.