Архив постов: 2019

Молитва об обновлении храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово (Гиреево)

15 сентября, 2019

Господи Боже наш, иже общия сия и согласная даровавый нам молитвы, иже двема или трием согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый. Сам и ныне приими мольбы недостойных раб Твоих о храме Твоем, во имя Нерукотворного Твоего Образа и Сам обнови его всесильною рукою Твоею. Ты бо еси Альфа и Омега, начало и конец, иже искони Ты, Господи, всяческая созда. Буди начало, умножение и совершение делу сему, ктиторов же и делателей благослови, делам рук их споспешествуй, и вся потребная к благолепию и благоукрашению храма сего Твоим Божественным промыслом изобильно даруй. Яко да будет храм сей совершен и полон Твоея славы, и в нем прославится Твое пресвятое и великое Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Усекновение главы Иоанна Предтечи

10 сентября, 2019

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», — писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие — насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день — строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник — выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи — история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте — чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам — паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился — горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика — священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным — кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли — это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи — это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна ПредтечиДо нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день усекновения главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной — Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, – быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? – и пророк встал и сказал: Меня, Господи…

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть – Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, – словно этого человека нет. Он и его призвание – одно и то же; он – голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он – друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он – друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее – страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди – мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он – Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он – Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, – ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех – самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Аминь.

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове — по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи — изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета — цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник — начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что  «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

ЧУДЕСА ОБЫКНОВЕННЫЕ

10 сентября, 2019
Как часто мы отправляемся в близкие города и далекие страны, прознав  о чудотворных иконах, о невероятных случаях исцеления. Нам непременно хочется увидеть чудо своими глазами, прикоснуться к нему и надеяться, что Господь явит такую милость и по отношению к нам грешным. И как часто за этими несомненными, но такими далекими чудесами мы не замечаем тех, что происходят рядом с нами.

Жизнь семьи Самсоновых  — 85-летней Веры Тихоновны, ветерана Великой Отечественной войны, ее уже упокоившихся  родителей, детей, внуков и правнуков — неразрывно связана с Феодоровским образом Божьей Матери. Самые первые воспоминания детства Веры Тихоновны связаны с молитвой родителей у этого образа.

Семья жила в совсем небольшом селе — всего-то 25 дворов — в Могилевской области. Вставали рано — лентяев земля не любит. Маленькая Вера спит на печке, братья рядом, за окном еще темно. Но она всегда просыпается ровно в ту минуту, когда родители опускаются на колени перед иконой. Те просят благословение у Господа на новый день, просят сохранить их четверых детей и дать им «хлеб насущный».

В детстве Вера всегда хотела эту икону вымыть. Автор писал ее темными красками, а ей всегда казалось   — просто скопилась пыль. Отец строго-настрого запрещал это делать. Но однажды родители не уследили за настойчивой дочкой, и та икону вымыла! Слава Богу, не повредила, просто поняла, что именно таким образ Божьей Матери и задумывался!

Эта икона не совсем каноническая. Как и на привычном нам образе, Богородица держит на правой руке Божественного Младенца, но при этом Её левая рука выписана под другим углом. Но заметно это только специалистам.

Коллективизация, прокатившаяся по стране в 20-30-ые годы прошлого века, когда отбирали всё у всех, не могла не задеть семью Самсоновых. Они держали кур, козочек, была и лошадь. Тогда это считалось признаком зажиточной жизни. Дом был ладный, огород без единого сорняка. Семью решили раскулачить, забрать скот, отобрать дом. Как должна выживать семья с четырьмя детьми, никто не думал. Отец решил, что лучше пусть дом сгорит, чем достанется лентяям, которые работать не умели и не хотели, а хорошо жить мечтали.

— Мы знали, что каждый год 7 сентября идет проливной дождь, с грозами и молниями. Детей загодя загоняли по избам, запирали окна, ставни. Но в тот год родители совершенно об этом забыли. И когда на горизонте появились первые всполохи, предвестники будущей непогоды, отец встал на колени перед чудотворным образом…Нет, он не просил пощадить наш дом, он молил, чтобы его подожгла молния.  Богородица скорая наша Помощница. Сначала папа принял пожар – а уже полыхал сарай  — за вспышку. Пригляделся – горим! Он вывел детей, выпустил скот из загона… На дом огонь перекинулся очень быстро. Деревянный, он сгорел за считанные минуты…Икону из дома сумели вынести в самый последний момент. Она рассыпалась на три части, но Лик Богородицы огонь не тронул. Как Образ, написанный на дереве, не сгорел в том пожаре?! Чудо…

Война, опалившая столько семей, не прошла и мимо Самсоновых. Дед и отец прошли войну с партизанами. Старшие братья ушли на фронт. Андрея убили в 41-м году. Их, только-только закончивших курсы молодых бойцов при военном училище, отправили под Москву. Немец уже подступал к столице.

— Перед последним боем, вспоминает Вера Тихоновна, к Андрею подошел односельчанин, их вместе призывали. Давай, говорит, закурим, ночь предстоит жаркая. Прав оказался. В ту ночь Андрея убили. Еще один брат Василий с войны пришел инвалидом, умер совсем скоро. Но Божья Матерь хранила нас.

Почти 4 года семья Самсоновых прожила в домашнем лагере. Немцы приходили в 8 утра, ровно минута в минуту. Взрослым до момента их ухода не разрешалось выходить из дому, общаться с соседями. Хозяева должны были давать масло, молоко, яйца. И в даже в условиях жесточайшего контроля и наказания за малейшую провинность, сельчане вели партизанскую войну. Маленькую Веру, понятно, ни в какие детали не посвящали. Но отец позже рассказывал, как Богородица в который уже раз спасла их от смерти.

— Война шла к концу, немцы отступали и при отступлении сжигали дома. Трагическая участь ждала и наше село. Коммунистов и коммунизм немцы ненавидели люто. Дед распорядился срочно вернуть в дом иконы. Их-то многие поснимали в советские годы. Расчет был таков. Зайдут немцы в дом, а там – образа, лампады, святые лики. Какой уж тут коммунизм? Верующие люди живут. Первый дом, в который зашли немцы, был наш. И первое, что они увидели — образ Феодоровской иконы Божьей Матери. Не тронули немцы наш поселок, а за несколько дней до этого соседнее село сожгли в 150 дворов…

Коммунизм и православие – эти слова невозможно прочитать в единой связке. Это антонимы. Но Господь помогает всем, кто истинно верует, кто просит Его, кто верит Ему, за кого молится Его Матерь.

Так получилось, что воспитанная в православной семье, Вера Тихоновна вступила в ряды коммунистической партии. Ее так «наградили» за ударный труд.

— Я уехала учиться в Москву, получила образование в сельхозтехникуме, агрономом работала. Работа тяжелая, а к нам постоянно присоединяли всё новые и новые территории. Куда деваться, занималась и ими. Вызвали к начальнику, мы Вас, говорит, Вера Тихоновна, принимаем в ряды Коммунистической партии. Я отнекиваюсь, мол и так хорошо. К тому же уже дочкой беременная была, мне бы о ней думать, и о семье. Но разве, кто спрашивал… Приняли.

А потом Вера Тихоновна и вовсе в райкоме партии работать стала, в учетном секторе в Измайлово. Она пришла встать на учет, как было положено в те годы, а ей предложили остаться и работать там. 

Икону ту она забрала из родительского дома. Муж был человеком от церкви далеким, молиться перед чудотворным образом Вера Тихоновна предпочитала подальше от его глаз. Она боялась, что супруг, далекий от Бога, просто выбросит её. Потом отдала на хранение брату. Но каждый месяц вместе с детьми ездила к нему в отпуск. чтобы приложиться к чудотворному Образа, помолиться, попросить о помощи и поблагодарить. 

Сколько горячих воздыханий услышала та икона о детях. Они выросли людьми, чтущими Бога. Дочь сейчас помогает в одном из московских храмов, сын сопровождает маму каждую воскресную Литургию в храм. Их часто можно увидеть Причащающимися в один день.

— Это ведь сын этот храм нашел. Он не у дороги стоит. Поискать надо. Говорит, пойдем туда – там хорошо. Помню, каким храм был четверть века назад, как его отстраивали, как прокладывали дорогу, как украшали территорию. Мы ходили молиться в церковь в Ивановское. А потом я прочитала, что лучше выбирать храм на своей территории и бедный. Ему помощь нужнее. И тогда каждый отданный на его восстановление рубль десятью обернется. Здесь люди очень добрые, здесь община.

Вера Тихоновна рассказала еще несколько эпизодов «обыкновенных чудес», которые явил ей Господь через образ Своей Божественной Матери. Они очень личные, сокровенные.

Чудо… Как часто мы ищем его, как ждём его, и порой проходим мимо. Расскажи неверующему человеку историю Веры Тихоновны, он подумает:  простые совпадения. Просто молния ударила в сарай – он загорелся, просто немцы пожалели советских крестьян. Но просто никогда и ничего не бывает. Происходит все по воле Божьей, Его промыслу. За суетой нашей жизни мы так часто проходим мимо Милости Божьей, считая такой ход события вполне естественным. Может быть, стоит остановиться, чтобы за самым обыкновенным увидеть настоящее чудо.

 

МОНАХИНЯ В МИРУ

3 сентября, 2019

Монахи, говорят святые отцы, это передовой отряд Церкви, средоточие христианства. Они молятся не за себя, за всех нас, за все человечество. Это под силу только избранным. Нести молитвенный подвиг в миру —  тяжелее в разы.

Монашество в миру это не придумка советского времени.Всегда были монахи, которые по каким-то причинам забирались из монастыря, либо уходили оттуда. Но никогда не было так много монахов, которые в атеистические годы бок о бок с мирянами работали в научных институтах и на фабриках. И никто не знал об их другой – главной — жизни.

Постриг матушка Ирина приняла 31 декабря 1995-м году в Донском монастыре. К тому времени она уже много лет работала там за свечным ящиком. Таинство совершил архимандрит Кирилл (Павлов), который до самого своего упокоения был духовником семьи.

Но о том, что простая советская женщина Юлия является монахиней, не знала ни одна душа. Кроме, разумеется, мамы. Они и постриг приняли в один день. Монахиня Ирина и монахиня София, две самые родные души.

Мама очень хотела назвать  дочку Ириной, но папа решил – Юля и точка. Перечить не стала. А когда на постриге назвали ее новое имя – Ирина – расплакались обе: мама и дочка.

Москвичка по паспорту, родилась сестра Ирина в 1939-м году в Рязанской области. Там жили мамины тетушки, которые подвизались в Свято-Покровском женском монастыре города Михайлов. Мама отправилась туда рожать.

— Так что  я представляю уже третье поколение монашествующих, — рассказывает сестра Ирина.  — Формально я у родителей была единственным ребенком, но росла вместе с двоюродным братом. Умерла мамина сестра, двое ее детей могли остаться сиротами. Сестру взяли в другую семью наши родственники, мальчика воспитали мои родители. Мама рассказывала, что когда меня несли крестить, чуть не потеряли. Завернули в шелковое одеяльце, а оно скользкое. Слава Богу, вовремя заметили, что я почти на земле. До монастыря, где совершили Таинство, дальше несли уже без приключений.

Сестре Ирине было два года, когда началась война, мама, уезжавшая рожать, вернулась в Москву.

— Мы жили здесь, в Перово, а в детский сад меня возили в центр города,  он находился рядом со станцией «Красные ворота». И когда начинала выть сирена, нас срочно вели в метро, оно служило москвичам бомбоубежищем. До сих пор жутко, когда вспоминаю луч прожектора на темном небе и вой сирены, — глаза сестры Ирины наполняются слезами. – В саду нас кормили, спасибо Господу, так что всех ужасов голода мы не испытали. Но страшное это дело время, страшное…

Несмотря на строгие атеистические времена, разговоры о Боге в семье вели всегда. Естественно, ни октябренком, ни пионером или комсомольцем сестра Ирина не была. Признается, что так Господь управил, что никто ее в эти коммунистические организации и не зазывал.

— Помню на Пасху пришла куличи освящать в храм Петра и Павла в Лефортово, и вдруг вижу — стоит строгая дама. Она строгим голосом меня спросила: «Зачем пришла?». Честно ответила. Обманывать не приучена. Да и зачем? Думала, что на классном собрании будут мой поступок разбирать, родителей в школу вызовут. Но как-то всё тихо прошло. А училась я неплохо и в школе, и в институте. Закончила  Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, по образованию я инженер. Вся моя жизнь среди людей проходила.

60-е годы. В Советском Союзе — самый разгар антирелигиозной борьбы. Никита Хрущев обещает показать по телевизору «последнего советского попа», но сестра Ирина от своих убеждений не отказывается. В Бога верит, в храм ходит.

— А женихи-то, поди, просили руки и сердца? – спрашиваю.

 Улыбается.

— Конечно, по молодости были молодые люди, которые пытались оказывать знаки внимания, но сердце моё они не задевали. Неинтересно.

— Я на работу всегда с покрытой головой ходила. Спрашивают коллеги, мол, чего это ты в платочке сидишь? Я им отвечала, что место мое рабочее у окна, просквозило, уши болят. На том и разговоры заканчивались.

Ей всегда везло на добрых и понимающих людей. Хотя в лексиконе православных людей слово «везёт» и не встретишь. Но воле Божьей никто и никогда в храм ей ходить не запрещал, в партию и в комсомол насильно не тянул.

— Мы с мамой очень любили паломничать. Как где престольный праздник, мы туда отправляемся. Я уже в наш храм стала ходить, живем-то по соседству, помню, батюшка наш, протоиерей Александр Дасаев всё удивлялся, что нам в одной-то церкви не молится. Православными туристами иногда называл.

Сестра Ирина помнит ныне митрофорного протоиерея еще совсем молодым священником, отец Александр тогда служил иподьяконом у владыки Питирима. Помнит, как восстанавливали храм. Как впервые подойдя к нему, не знали, как до дверей добраться – дорогу всю развезло…Грязь и лужи… Всё было. Но Господь давал и силы, и добрых людей, которые храм восстанавливали. Сестра Ирина тоже помогала, чем могла.

— Но сердце мое всегда в Троице-Сергиевой Лавре. Очень люблю это место. Намоленное. Ноги ходят с трудом. Но если кто едет на машине из знакомых, всегда меня с собой берет. Я, быть может, и жила бы в монастыре, да в советские годы их все позакрывали. У нас дома с мамой свой был монастырь. Отец отошел ко Господу, и мы остались вдвоем. Жили и молились. А теперь уж какой монастырь? – сокрушается она.

В ее доме, само собой разумеется, нет телевизора. Ее жизнь – это молитва и Богослужения. Но переживает, что молиться так, как положено монашествующим, увы, не получается. Здоровье слабое…

— А вообще сейчас  — благодать! Есть какой вопрос, подойди к любому священнику – ответит, расскажет, время уделит, всё растолкует,  — делится своими впечатлениями сестра Ирина.-  Нужно как можно чаще прибегать к исповеди, Причащаться, но самое главное – не роптать. Ропот – это спор с Богом. Он мудрее нас, Он хочет нам добра, Он хочет, чтобы все мы спаслись. Наша задача принять Его волю, зная, что всё, что с нами происходит, всё нам полезно.

Сколько раз мы слышим эти слова?! Об этом написано сотни святоотеческих книг, сказано в тысячах проповедей священников. Но как научиться принимать Его промысел о нас, как не думать, что я-то точно знаю, как лучше для меня?!

Пережив страшную войну, уцелев в страшные для Церкви и ее верных чад, атеистические времена, когда священнослужителей, как их тогда называли «служителей религиозного культа», сживали со света, прятали за тюремные решетки и стены психиатрических лечебниц, сестра Ирина прожила долгую счастливую жизнь вместе с Ним. Уповая на Волю Божью.

На ум пришли наставления архимандрита Андрея (Конаноса), который говорил: «Всё будет хорошо. Успокойся, помолчи, не говори так много. Не ропщи. Вот увидишь, всё образуется. И тогда тебе захочется сказать только одно: «Господи, люблю и благодарю Тебя!»

ФОТОГАЛЕРЕЯ ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

31 августа, 2019

Освящение храма-часовни Феодоровской иконы Божией Матери

29 августа, 2019

29 августа 2019 года, в день престольного праздника храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, когда Церковь отмечает память перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, чин освящения храма-часовни во имя Феодоровской иконы Божией матери и Божественную Литургию в ней возглавил управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Преосвященному владыке сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа г. Москвы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках; протоиерей Александр Абрамов, благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Cлободе; протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово; протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Службы Патриаршего протокола, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; настоятели и клирики храмов города Москвы.

Настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко отметил, что Феодоровская икона Божией Матери издавна считается покровительницей семьи, и тех, кто имеет желание ее создать. К тому же каждое воскресенье в храме Спаса Нерукотворного образа служится молебен о семье, ее создании и сохранении.

«Тема семьи для нашего прихода является очень актуальной в силу специфики местонахождения — в непосредственной близости от территории больницы. А глядя на то, как строилась часовня в наших непростых финансовых и экономических условиях, думаю, сама Матерь Божия помогает нам в непростом деле храмостроительства. И еще один немаловажный факт: день памяти этого образа приходится именно на 29 августа, то есть на престольный праздник главного храма», — отметил настоятель храма.

Основной храм прихода- Спасский-требует ремонта. И в то время, пока его будут приводить в порядок, менять полы и устанавливать вентиляцию, все Богослужения будут идти в храме-часовне. Позже там будут совершать чин отпевания. 

Протоиерей Андрей Бондаренко поблагодарил всех и каждого, кто жертвовал на строительство храма-часовни.

«Считаю, что лучшая помощь от прихожан — это осознание храма как своего родного дома. А все мы, как правило, стараемся воплотить у себя дома всё лучшее, с максимальной заботой обо всём, что в нём есть»,  -уверен управляющий приходом.

Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Карпов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа. Он заметил, что храм получил еще одну святыню  — храм-часовню, освященную в честь иконы Феодоровской Божьей Матери. Таким образом, у храма появился третий престольный праздник.

«Второй престольный праздник – в честь бессребреников и чудотворцев. И сегодня же совершается память Диомида врача. И совершая сегодня память этих святынь, мы благодарим Господа за то, что Он дал нам их. Как сегодня мы читали в Евангелии от Матфея: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Мы же с Вами благодарим Господа, что мы видим эти святыни. С праздником, братья и сестры», — поздравил отец Димитрий Карпов.

По окончании Литургии было совершено праздничное молебное пение.

Затем настоятель протоиерей Андрей Бондаренко приветствовал епископа Пантелеимона и преподнес Его Преосвященству в дар архиерейское облачение. В своем обращении к пастве епископ Пантелеимон передал поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с праздником и пожелал помощи Божией.

Епископ Пантелеимон признался, что испытывает к этому храму особые чувства, поскольку, когда приехал сюда впервые, в роддоме при 70-й городской больнице лежала его дочь, и там родилась его внучка.

«Когда Господь призывает нас к Себе, говорит, что Он кроток и смирен сердцем. Когда человек не имеет этих добродетелей, вряд ли в его смущенном бурями сердце может отобразиться Христос. Конечно, мы на это надеемся, когда смущаемся помыслами, когда гневаемся, раздражаемся, обижаемся, гордимся, унываем… Но когда мы хотим быть в этой радости Невечернего Света, нам нужно научиться кротости и смирению. Мы не должны бояться трудностей, скорбей, но должны снисходить к слабостям друг друга, терпеть всё, что посылает нам Господь. Мы должны быть по отношению друг к другу такими солнышками. Не солнцем пустыни, а теплым осенним солнышком, которое светит, но не ослепляет. И такое солнце  — это образ Христа.  Дорогие братья и сестры, мы должны помнить эту самую главную заповедь Христа – кротость и смирение. Мы должны этому учиться у Христа, у Божьей Матери, у всех святых. Аминь», — сказал в своей проповеди владыка Пантелеимон.

После богослужения для всех гостей была организована праздничная трапеза. 

История храма и священства в фотографиях. От 1718 до 2019 года

29 августа, 2019

29 августа  — престольный праздник храма Спаса Нерукотворного Образа. Первая Литургия была отслужена еще в 1718 году, то есть 301 год назад.

Мы представляем фотографии, которые храм бережно хранит в своем архиве. На этих снимках —  история.

Но храм это не только здание, это, прежде всего, люди. Мы вспоминаем тех батюшек, которые служили в нашем храме. И тех, кто стоит у Престола Божия в храме Спаса Нерукотворного по сей день.

Пояснения к фотографиям

9.Крестный ход к часовне 12 Целителей в Престольный праздник.

11.Дома причта был построен в 2005 году.

12. Ольга Сычева заведовала библиотекой с 2000 по 2016 годы.

13-14. Протоиерей Александр Дасаев был настоятелем храма с 17 ноября 1989 года. Сегодня он митрофорный протоиерей, настоятель Московского храма Воскресения Христова в Сокольниках.

15-16. Диакон Александр Шинкарев служит в храме с 1991 года. 14 марта 2004 года о. Александр рукоположен в сан диакона.

17-18. Иерей Димитрий Карпов служит в храме с апреля 2003 года. В сан пресвитера был рукоположен 25 мая 2008 года.

19. Иерей Сергий Сивоконь служил диаконом с 1998 года по 2004-й год.

20. Иерей Александр Сергейчиков служил в нашем храме с 2007 по 2017 годы. Сейчас он клирик храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево. В 2018 г. назначен ответственным за тюремное служение в Восточном Викариатстве Москвы.

21-22. Протоиерей Алексей Батаногов служил в храме с 2000 по 2012 годы. Был помощником настоятеля. Сейчас о. Алексей является настоятелем строящегося храма святого князя Владимира в Новогиреево.

23. Отец Василий Щур 4 мая 2015 года назначен настоятелем Патриаршего подворья при строящемся храме прп. Александра Свирского на Соколиной горе. А до этого момента несколько лет служил в нашем храме.

Иерей Михаил Кривошеев служил с 2017 по 2018 годы. Сейчас он настоятель храма Святого Апостола Андрея Первозванного в Метрогородке.

24. Иерей Сергий Брегеда служил в храме с 2013 по 2016 год. Сейчас он клирик храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках. Рукоположен во иерея в сентябре 2017 года.

26-27. Протоиерей Андрей Бондаренко был назначен настоятелем храма 28 октября 2015 года.  Рукоположен в сан пресвитера в июле 2005 года.

28-29. Протоиерей Димитрий Максимов служит в храме с 2015 года. В  2017 году Патриарх Кирилл наградил клирика протоиерейством.

30-31. Иерей Алексий Некрасов служит в храме с января 2018 года. Дата иерейской хиротонии о. Алексия — 26.11.2015.

32. Диакон Павел Колокольцев служит с 2019 года.

33. Летом 2018 года были освящены купола храма-часовни во имя Феодоровской иконы Божией Матери.

34 — 37. Престольный праздник в день 300-летия храма

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

29 августа, 2019

29 августа храм Спаса Нерукотворного образа отмечает Престольный праздник.

В этот день празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в городе Едессе правил Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя.

Тогда он встал на высокий камень и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который читал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря, а затем и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу, и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который должен спасти город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. По стенам города был совершен крестный ход с Нерукотворным Образом, и персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

 В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 29 августа (по новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Проповедь клирика храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерея Димитрия Максимова в престольный праздник

«Мы должны  обращаться к Спасителю с благоговением и почитанием. В нашей стране к Нерукотворному лику Спасителя всегда было особое почитание. В любых военных походах были знамёна с изображением Спасителя. И люди уповая на Господа одерживали великие победы.
Каждый из нас также должен нести образ христианина, а значит подражать Христу. Мы созданы по по Образу и Подобию Божьему, а потому должны быть подобны Христу. Из евангелия мы слышали о том как ученики видя, что иудеи не принимают проповедь Христа, стали просить Господа, чтобы Он ниспослал на них огонь. На что Господь ответил: что Он пришёл не погубить людей, а спасти. Также каждый из нас должен научиться не роптать на жизненные обстоятельства, а постараться быть самим примером для своих близких и молиться за них, чтобы Господь помог понять им истину». 

ЛЕТНЯЯ ПАСХА. Успение Пресвятой Богородицы

28 августа, 2019

Вся жизнь Пресвятой Девы по своему виду и содержанию была чем-то таинственным и чудным, носящим на себе знамения Божественной печати. Для прославления Божией Матери и нашего назидания, с верою и любовью вспомним, что это были за таинства, совершившиеся Промышлением Божиим на Ней.

Первое таинство в жизни Богоматери открылось в самом Ее рождении, происхождении на свет Божий. От кого произошла Она? От престарелых родителей – вследствие особенной молитвы и обета. Премудрости Божией угодно было, чтобы Та, Которая должна родить Богочеловека, Сама явилась плодом не столько естественных сил человеческой природы, сколько наития благодати Божией. И вот престарелые Иоаким и Анна, достигшие преклонных лет, когда теряется уже для людей всякая надежда стать отцом и матерью, благодаря своей крепкой вере и надежде на Всемогущество Божие, по молитвам своим получают чистый дар неба – Преблагословенную Марию. Так совершилась первая тайна на Ней – во время Ее рождения.

Второе таинство явилось над Ней во время введения Ее во Храм трехлетней Отроковицей. Уже самое введение Ее в таком возрасте было необыкновенно, как следствие особенного, чрезвычайного обета праведных Иоакима и Анны посвятить плод молитв своих Господу. И таким образом Она с самых юных лет могла сродниться духом и сердцем со всем святым. Находясь в Храме на воспитании, Она должна была бы, как и прочие девы, пребывать только в преддверии его, но между тем мы видим, как Святую Отроковицу первосвященник по особому откровению вводит во Святая Святых, куда мог входить только он сам лишь однажды в год. Премудрости Божественной было угодно, чтобы будущая Матерь Божия, одушевленный Кивот Божий, пребывала там, где хранился Ее прообраз – ковчег Завета с манною и скрижалями. Так совершилась вторая тайна на Деве – во время Ее введения во Храм. 

Третье таинство над Ней открылось по достижении Ею совершеннолетия. Ветхий Завет, как известно, не знал состояния девства, посвященного Богу и освященного Законом, так, как знает и понимает его Церковь новозаветная, поэтому Пресвятая Дева Мария, достигнув определенного возраста, по примеру прочих дев, должна была избрать Себе супруга. Но Дева Мария объявила, что Она твердо решилась во всю жизнь не принадлежать никому, кроме единого Бога. Первосвященники оказались в недоумении, как поступить; после совещаний и молитв они положили обручить Ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Жребий пал на праведного старца Иосифа, и так Пречистая стала Супругой, не преставая быть Девой, сочетая в Себе таким образом девство и супружество, благословение Ветхого и благодать Нового Завета. Эта тайна обручения служила до времени покровом, необходимым для совершения великой тайны воплощения Сына Божия. А как совершилась самая тайна Боговоплощения, известно из Евангелия. Дева изрекла: Се, Раба Господня (Лк. 1:38), и сила Вышнего осенила Ее, и Слово стало плотию. Это было таинство из всех таинств, но им не закончились таинства, долженствующие совершиться над Ней. Они только углубились, соделались невидимее, оставаясь весьма назидательными и утешительными для нас.

За этими таинствами следует и тайна Распятия. На Кресте был не один Сын, но была и Матерь. В продолжение всей жизни Своей Она была на кресте, а особенно – на Голгофе. Иначе и не могло быть. Ведь Сам Божественный Сын Ее сказал: Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Кто же был достойнее Господа, нежели Матерь Его? Поэтому никто и никогда не носил такого креста в продолжение всей своей жизни, как Преблагословенная Дева Мария.

Крест Ее слагался не из дерева или вещества, а из тех скорбей и уничижений, в которых пребывала Божия Матерь до самой Своей смерти. Приуготованная явиться Матерью Творца неба и земли и приветствованная Архангелом как благословенная между женами, Она в то же время должна страдать от подозрения со стороны хранителя Своего девства, будто бы Она бракоокрадованная. Не крест ли это?

Ей приближается время родить Того, Которого Царствию не будет конца, но для семейства их не находится места в гостиницах вифлеемских, и Она рождает Его в вертепе и полагает в яслях. Не крест ли это? Ангелы поют: Слава в вышних Богу (Лк. 2:14), пастыри и волхвы поклоняются и приносят дары, а злобный Ирод ищет убить Младенца, и им приходится ночью бежать в Египет. Разве это не крест? А на Голгофе что чувствовало Ее чистое сердце, когда Сын Ее в муках вопиял: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46). Здесь, без сомнения, исполнилось во всей силе ужасное предсказание Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2:35).

За тайной Распятия последовало усыновление Богородице Христова ученика Иоанна и введение Ее как матери этого Апостола в его дом. Так во всю жизнь Свою предопределено было Ей пребывать в неизвестности, неся долю простой смиренной христианки. И в этом заключалась великая Божественная тайна. Ведь не без значения были сказаны эти удивительные слова со Креста: Жено! се, сын Твой (Ин. 19:26). Ими и определялся характер всей дальнейшей жизни Богоматери. Когда Божество Сына, с Воскресением и вознесением Его на небо, открылось во всей силе, когда мир начал преклоняться пред именем Распятого, тогда Матери Иисусовой естественно предстояла величайшая честь и слава, подобающая Матери Сына Божия, Спасителя всех людей. Никто, без сомнения, не мог быть достойнее Марии всякой хвалы, всякого почитания. Однако слава и честь, воздаваемые Пресвятой Деве в продолжение земной жизни Ее, лишили бы Матерь точнейшего сходства с Божественным Сыном, Который до конца жизни Своей не имел где главы преклонить; сопровождалось бы такое прославление Ее и некоторыми неудобствами в деле распространения Евангелия.

Святая Церковь повелевает нам не скорбеть в день Успения Божией Матери, а радоваться, потому что в такой дивной кончине Преблагословенной Девы к утешению всех явилась с особенным торжеством сила Господа, Который смертию Своей и Воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной. Здесь – первая причина нашей радости.

Во-вторых, мы радуемся о Самой Пречистой, ибо Она после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была Ее жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ее добродетели. Пречистая Дева до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смирялась, терпела; но с этих пор, со дня Ее Успения, начинается и Ее возвеличение и прославление. Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградой за подвиги, совершенные в жизни.

Третью причину радости изъясняет церковная песнь: «В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста». Если при жизни Своей Она была Ходатаицей за бедных пред Сыном Своим, то по преставлении Ее и вознесении на небо во всей силе стали исполняться сказанные Ею в утешение скорбевшим об Ее отшествии слова: «Не оставлю вас в сиротстве по Моем преставлении – не только вас, но и мир буду посещать, назирать и помогать бедным». По Своем преставлении Пресвятая Дева стала могущественнейшей Предстательницей и Заступницей за всех, поистине Матерью всего христианского мира.

Воспоминая блаженную кончину Богоматери, мы должны позаботиться о том, чтобы и себя достойно приготовить к смерти, чтобы встретить нам ее не со страхом, но с радостью; а для этого нужно постоянное памятование о ней. Это памятование будет постепенно приготовлять нашу душу к переходу в вечную жизнь, отрешать сердце от всех чувственных страстных земных привязанностей. Святые Отцы говорят: «Кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить».

Второе средство против страха смерти – чистая совесть. Человек с чистой совестью может спокойно переступить порог вечности – смерть телесную. Такой человек может спокойно сказать с праведным Симеоном: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Но у кого же совесть может быть действительно спокойна? – У того, кто старался жить истинно христианской жизнью, кто был послушным сыном Церкви, кто примирился с Богом и людьми, кто приготовился к смерти таинством Покаяния, которое снимает тяготеющее над совестью бремя грехов, и вкусил в таинстве Причащения Тело и Кровь Христовы.

Следующее сильное средство для человека против страха смерти – вера его в беcсмертие души. Тело разрушается и истлевает, а дух, созданный Богом для беcсмертия, остается жить вечно.

Последнее же и самое могущественное средство есть вера не только в то, что душа беccмертна, но и в то, что будет некогда время, когда она соединится со своим воскресшим, прославленным телом для вечной жизни за гробом – блаженной для праведников, мучительной для грешных. Имея живую веру в эту истину, христианин не только не будет бояться смерти, но и даже с радостью встретит ее, когда она придет к нему. Эта живая вера в существование за гробом вечной блаженной жизни одушевляла беcчисленные сонмы мучеников в первые века христианства и делала смерть для них самым радостным событием, несмотря на страшные мучения.

Теперь, взирая на блаженное успение Богоматери, потщимся и сами усердием в добродетельной жизни и презрением к пороку сделать свою кончину мирной. Чем достигла столь блаженной кончины Пресвятая Дева? – Чистотой целомудрия, строгостью воздержания, постоянством в молитве, смирением и терпением в трудных обстоятельствах, упованием на Промысл Божий. Поэтому, подражая примеру Богоматери, идите путем тесным, который приводит к вечной жизни. Да, действительно, на этом пути необходимо терпение. И потому, укрепляясь надеждою на Бога, терпите в счастье, чтобы не увлечься обольщением, терпите и в несчастье, чтобы не впасть в малодушие среди тяжких испытаний. Терпите все скорби и болезни и все трудности, какие надобно терпеть, чтобы устоять на праведном пути. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10:22). Так поступая, каждый из нас будет иметь истинный мир в душе и надежду блаженной мирной кончины; последний час не будет страшить нас, и конец настоящей жизни станет для нас началом жизни вечной, и гроб – лествицею к небу. Аминь. 

О храме-часовне, престольном празднике и ремонте

24 августа, 2019
В нынешнем году к торжествам престольного праздника нашего храма предполагается открытие и освящение храма-часовни, где в день престола будет отслужена первая Литургия. В ближайшем времени в главном храме нашего Прихода начнутся ремонтно-реставрационные работы. Как долго они продлятся? Какие работы запланированы? Какую помощь могут оказать храму прихожане? Ответ на эти и другие вопросы дает настоятель протоиерей Андрей Бондаренко.

О храме-часовне

— Как возникла идея строительства храма-часовни?

— Задумывая строительство храма-часовни, конечно же, в первую очередь, мы планировали разгрузить богослужебную практику в нашем небольшом однопридельном храме. Во-вторых, невозможно полноценно отреставрировать храм без прекращения ежедневного богослужения, именно храм-часовня позволит сохранить традицию каждодневной утренней и вечерней службы.

Ремонт, как и строительство, всегда требует больших финансовых вливаний…

— Сбор средств на строительство храма-часовни мы начали еще три года назад и хочу сказать, что многие прихожане откликнулись с воодушевлением, жертвуя достаточно значительные для себя суммы. На меня произвели особо сильное впечатление наши бабушки, готовые отдать даже то, что они приготовили себе на день кончины. И это, поверьте, заслуживает отдельного внимания и является примером для нас с Вами! Конечно же, как бы мы не старались, при нынешней стоимости строительных работ, собранных средств даже для начала работ было недостаточно. Но по милости Божией, благодаря поддержке нескольких благотворителей (имена они просили не называть) мы смогли проделать большую часть пути в рождении нового храма.

— Поддержка прихожан по-прежнему нужна?

— Да, работы еще не закончены. В храме, а также в церковной лавке стоят стенды, где есть вся информация. И каждый желающий может внести посильное пожертвование. Заранее большое спасибо за Ваше участие!

Сколько человек одновременно может молиться в часовне?

— Храм-часовня рассчитан примерно на 90-100 человек при максимально плотном размещении молящихся. Признаюсь, хотелось бы построить и более просторный храм, но мы ограничены размерами свободной территории.

Храм будет освящен во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Как принималось это решение?

—  Феодоровская икона Божией Матери издавна считается покровительницей семьи, и тех, кто имеет желание ее создать. Исторически почитание этой иконы как хранительницы семейного очага возникло в далеком 1239 году, когда великий князь Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. С тех пор в нашем народе с этим образом стали связывать чаяния пред Богом на предстательство Богородицы в сохранении семейного благополучия.

К тому же каждое воскресенье в нашем храме служится молебен о семье, ее создании и сохранении…

— Тема семьи для нашего прихода является очень актуальной в силу специфики местонахождения — в непосредственной близости от территории больницы. Рядом  — роддом, паллиативное отделение для детей, поэтому храм часто посещают будущие мамы, родители, чьи дети проходят курс лечения в больнице, и все со своими волнениями и переживаниями обращаются, в первую очередь, к Пресвятой Богородице. Потому и решили взять за основу почитание в новоустроенном храме Божией Матери во имя ее Феодоровского образа. Эту идею поддержало и наше священноначалие. А глядя на положительный ход событий в наших непростых финансовых и экономических условиях, думаю, сама Матерь Божия помогает нам в непростом деле храмостроительства. И еще один немаловажный факт, послуживший в утверждении принятого решения: день памяти этого образа приходится именно на 29 августа, то есть на престольный праздник главного храма.

— Какие Таинства будут совершаться в храме-часовне?

— Безусловно, вместе с переживаниями радостного и трепетного рождения детей люди идут в храм, чтобы проводить и помолиться за своих новопреставленных родных и близких.  Поэтому еще одним немаловажным обоснованием идеи строительства часовни, была возможность совершения чина отпевания именно в храме. Люди обращаются с просьбой совершить отпевание с раннего утра, потому что отделение морга при больнице выдает тела усопших с 9 часов. Но отпевание в Спасском храме возможно только после 11 утра, то есть после Литургии. Великим же постом бывает и того позже. К сожалению, для родных и близких усопшего при организации похорон ожидание по времени практически не представляется возможным. Да, наши священники проводят отпевание в ритуальном зале морга, но считаю, что это неправильно. Именно храм должен быть местом сугубой молитвы за новопреставленного. Наличие же двух храмов позволит разрешить ситуацию со временем начала «отпевания в храме». Помимо совершения Таинства Крещения и чина отпевания, в храме-часовне в дальнейшем планируем служить по воскресным дням дополнительно третью Литургию.

О теплых полах и о трансляции из главного храма

Отец Андрей, какие технические особенности у храма-часовни? 

— Много наших прихожан — люди пожилого возраста, поэтому мы решили уложить в храме-часовне теплые полы. Дело в том, что стоять всю службу на холодном камне попросту небезопасно для здоровья. Прошедшая же зима показала, что система работает технически исправно — в храме было достаточно тепло, комфортно, но не жарко.

Есть еще один немаловажный момент! Храм-часовня оснащен трансляцией звука из главного храма. Это позволит, во-первых, в дни больших праздников не мешать тем, кто приходит на богослужение, разговорами кающихся со священником во время совершения Таинства Исповеди. А во-вторых, в холодные месяцы года все прихожане, которые не смогли попасть в основной храм, смогут слышать богослужение и находиться при этом в тепле.

О богослужении в день престольного праздника и начале реставрационных работ Спасского храма

— Когда вы планируете начать ремонт основного храма? 

— Наш храм с его 300-летней историей является объектом культурного наследия города Москвы, и в этом году нам удалось получить часть субсидий от городских властей для проведения капитальных реставрационно-восстановительных работ. Необходимые документы уже согласованы и в ближайшее время мы ожидаем приезда строительных бригад и завоза технического оборудования.

— Таким образом престольный праздник мы будем встречать уже в храме-часовне? 

— По сложившейся традиции хотелось бы отслужить Литургию в престольный праздник на площади перед храмом, где мы устанавливаем шатер. Но существует большая вероятность, что к этому дню наш основной храм уже будет одет в строительные леса, а площадь может быть задействована под строительные материалы. Переносить же сроки ремонта невозможно, потому что рассчитываем завершить работы к морозам. Очень надеюсь, что в день праздника всем хватит места в храме-часовне и на дороге, к нему ведущей, и конечно же прошу снисхождения к нам и терпения к временным неудобствам. 

— По традиции Литургию в престольный праздник возглавляет епископ Пантелеимон. Ожидаем ли мы владыку и в этом году в нашем храме?

— По доброй традиции престольный праздник в нашем Приходе возглавляет преосвященный архипастырь. Если не возникнет непредвиденных обстоятельств, то чин малого освящения храма-часовни, а вместе с ним и первую Божественную Литургию в новоосвященном храме совершит наш викарий, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Время встречи владыки и начало праздничного богослужения 8:30.

Ремонт  в Спасском храме

— Батюшка, давайте поговорим о ремонте нашего основного храма. Какие работы там запланированы?

— В Спасском храме нам предстоит заняться внешней отделкой: это штукатурка и покраска, небольшая реставрация купола. А также замена деревянных полов на каменные с обогревом, устройство внутренней вентиляции. Это те работы, которые мы планируем выполнить до конца текущего года. Исторически рассчитанный на небольшое количество молящихся, наш храм до определенного времени справлялся с поддержанием обмена воздуха естественным путем. Но сейчас, когда прихожан у нас много, особенно в праздничные дни, обычного проветривания помещения уже не хватает, а богослужение с открытыми окнами и дверьми, особенно зимой, создает опасность для прихожан попросту простудиться и заболеть. Установка вентиляции решает эту проблему.

— Каменные полы, пожалуй, самый острый вопрос. Слышен ропот, что каменные полы не сравнятся с деревянными, которые уложены сейчас.

— Да, слышал, что многие бы хотели сохранить деревянные полы. Идею эту мы обсуждали. Хотели даже приобрести весьма дорогостоящее деревянное покрытие, но, во-первых, оно стоит в разы больше, чем каменные полы, а во-вторых, под внешним воздействием влаги, реагентов, воска от свечей и прочего полы будут требовать частого ухода. В итоге мы будем вынуждены периодически закрывать храм на значительные промежутки времени. Увы, у нас не южный город, где большую часть года тепло, у нас то дождь, то снег, то слякоть. Но еще раз акцентирую внимание, что мы будем делать полы теплыми. И опасаться, что службы придется выстаивать на холодном каменном полу не нужно. 

Как долго продлится ремонт?

— Подрядная строительная организация обещает нам, что все работы займут три-четыре месяца. Очень рассчитываем возобновить служение в главном храме к Рождеству, но будем стараться раньше.

О перспективах

В ближайшее время предстоит большая работа, но, полагаю, что у Вас, как у настоятеля, есть и глобальные планы?

— Хотелось бы построить отдельное помещение рядом с храмом, подобно зданию нашего духовно-просветительского центра. Там бы прихожане после службы могли пообщаться за чашкой чая, особенно в холодные периоды года, когда не хочется мерзнуть на ветру и снегу. В будущем также хотим построить специальный крестильный храм с устройством стационарной купели и помещениями. Это позволит комфортно переодеться перед и после совершения Таинства Крещения. К тому же храм поможет решить проблему индивидуального совершения Таинства, что немаловажно с точки зрения восприятия этого особенного события для новокрещаемых.

— А что касается работ по благоустройству территории? 

— У нас много интересных идей, как преобразить территорию храма для приходящих к нам людей. Нам бы хотелось, чтобы они чувствовали тепло, уют и умиротворенность от нахождения рядом с домом Божьим, но это в перспективе. Пока же – полы и вентиляция.

Помощь прихожан храму 

— Объем работ предстоит большой. Чем прихожане могут помочь родному храму? Деньгами ли, руками?

В храме и церковной лавке висят объявления, рассказывающие о приходских проектах, и там же есть информация, какая сумма требуется на их осуществление. Но всё же, думаю, главным было, есть и будет — это небезучастное внимания прихожан к активной жизни прихода. Катастрофа прошедшего столетия в жизни нашей Церкви была вызвана именно формальностью приходской жизни, а как следствие, не особым желанием бороться за её необходимость перед атеистической властью. Если здесь, в нашем приходе, будет все то, что для человека дорого и важно, то, что является его источником надежды на завтрашний день, позволяющее преодолевать жизненные испытания, то и вопрос отношения к нуждам и потребностям прихода будет совсем другим. Считаю, что лучшая помощь от прихожан — это осознание храма как своего родного дома. А все мы, как правило, стараемся воплотить у себя дома всё лучшее, с максимальной заботой обо всём, что в нём есть. Со своей стороны, как действующий управляющий прихода, обещаю проявлять максимальное внимание к потребностям прихожан и надеюсь, что Господь дарует нам всем мудрости и любви к друг другу сохранять сложившуюся за 28 лет замечательную семейную атмосферу нашего прихода.