История храма блаженной Матроны Московской при Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной берет начало в 2001 году. Создать домовый храм предложила актриса театра им. Гоголя Раиса Ивановна Градова. Нынешнему поколению, наверное, больше известна ее дочь Екатерина Градова, знаменитая радистка Кэт из «17 мгновений весны». Но, безусловно, и сама Раиса Ивановна удостаивалась похвал самых маститых и известных советских режиссеров. Пройдя большой жизненный путь, узнав, что такое слава, и, увы, что такое забвение, она наконец стала на самый правильный путь. Путь, который вел к Богу.

За семь лет до перехода в жизнь вечную Раиса Ивановна приняла монашеский постриг с именем Даниила. Жила она в Доме ветеранов сцены и очень сокрушалась, что нет местечка, где можно было бы молиться. К ее идее отвести под храм комнатку руководство отнеслось с пониманием. 

Обустраивали своими силами: матушка Даниила и дочь Екатерина. Первые иконы принесли из дома Раисы Ивановны, это были семейные святыни. Заказали аналой, установили Царские врата. Настоятелем храма стал протоиерей Сергий Шумилов. 

Освящать храм благочиние предложило в честь Николая Чудотворца, такого любимого русского святого, что едва ли не каждый десятый храм в России – Никольский.

Но Господь управил по-другому. Чин освящения был назначен на 8 марта, в день обретения мощей святой блаженной Матроны Московской. Посовещались и решили, что ничего случайного в мире нет и быть не может. На всё воля Божья. Так святой покровительницей домового храма стала Матронушка. 1 декабря 2003 года храм преобразовали в Патриаршее подворье. Первая небольшая икона святой Матроны Московской  в день, когда освящали храм, замироточила.

Средства на то, чтобы заказать новую большую икону в храм, собирали всем Домом ветеранов сцены, причем жертвовали и верующие, и неверующие.

Икону написали совершенно потрясающую. Обычно святую изображают по пояс и незрячей, какой она была в жизни. Но здесь Матрона Московская написана в полный рост, а глаза ее открыты. Икона висит напротив входной двери, она мгновенно притягивает к себе взоры. И, кажется, блаженная Матрона будто приветствует каждого, кто приходит в храм. Приходит помолиться, попросить помощи, поблагодарить, а иногда и просто поплакать…

Протоиерей Сергий Шумилов больше 15 лет нес послушание в храме, снискав любовь и уважение прихожан.

Они до сих пор звонят любимому батюшке, прося его молитв, советов. Отец Сергий отдал много сил, когда восстанавливал Никольскую церковь в селе Васютино Павлово-Посадского района Московской области. В советские годы в здании храма хранили химикаты. Изо дня в день вдыхая ядовитые вещества, батюшка подорвал здоровье. С каждым годом ему все труднее было приезжать в домовый храм. Появилась необходимость прикрепления домового храма к какой-либо церкви Московской епархии.

Так храм Матроны Московской стал приписным к приходу Спаса Нерукотворного образа в Перово. 4 года окормлял паству протоиерей Димитрий Максимов.

И также, как и отца Сергия, прихожане батюшку полюбили. Обязательно передают ему поклоны и интересуются здоровьем.

Несколько месяцев назад святая Матрона призвала послужить в «своем храме» отца Алексия Некрасова. Все, кто общаются с батюшкой, знают про его особое почитание Матронушки. Отец Алексий нередко совершает Литургию в Покровском монастыре на Таганке, где покоятся мощи святой. Служа в городе Котласе, отче строил храм в честь Матроны, его старшую дочь зовут Матроной…Словом, если кто и должен был служить в храме в честь блаженной, так это отец Алексий.

Первым делом батюшка решил обновить утварь. Благому делу Господь всегда помогает. На деньги, пожертвованные добрыми людьми, были куплены новые богослужебные сосуды для совершения Литургии. Одна из постоянных прихожанок, жившая в Доме ветеранов сцены, Нина Федоровна Стародуб перед самой своей кончиной пожертвовала почти все скопленные ею деньги на изготовление Царских врат.

Два раз в год, в Рождественские и Пасхальные дни, Литургию совершает настоятель храма Спаса Нерукотворного образа в Перово протоиерей Андрей Бондаренко. В этом году отец Андрей передал храму частицу мощей Матроны Московской.

 — Это невероятная для нас радость, — рассказывает прихожанка Лариса Александровна Неткач. – Мы с большой радостью готовимся к каждой Литургии, но эту ожидали с особым нетерпением. Пока ковчег с мощами хранится в алтаре. Чтобы все могли приложиться, его выносят во время Литургии и чтения акафиста. Сейчас с отцом Алексием думаем над тем, как правильно расположить мощевик у иконы Матронушки.

Свой путь к Богу Лариса Александровна, как сама признается, только начинает. Она одной из первых в стране получила образование православного психолога. Ее мечта сбылась в 64 года.

— Моя семья  — учительская. Родители, бабушки-дедушки все были педагогами. Отработав 30 лет учителем математики, поняла, что мне близка психология. А с возрастом захотела совместить ее с православием. Но тогда этому не учили. И вдруг звонит внук и говорит, что МГУ и Свято-Тихоновский православный университет объявляют набор как раз на эту специальность. Я поначалу внуку не поверила. Думала, что разыгрывает меня. Но по телефону, который он мне продиктовал, позвонила. Оказалось – правда! Пришла в университет, а набор уже закончен. Но Господь слышал желание моего сердца и устроил так, что один из студентов учился параллельно на другой специальности. А я один день лекции послушала и поняла: моё. А паренек тот от занятий на нашем курсе отказался, так я вновь стала студенткой.

С детства у Ларисы Александровны был хороший голос. Однажды ее соседские ребята позвали славить Бога. И с таким чувством она пела колядки, и так красиво у нее это получалось, что домой она вернулась с полным карманом конфет. Узнав об этом, бабушка строго-настрого запретила ей ходить по домам и славить Господа.

И только перед самой смертью рассказала, что ее отец был священником, его расстреляли в 37-м году. И оплакав смерть дорогого человека, бабушка не хотела, чтобы через эти муки прошли ее родные.

 — А дед, перейдя в жизнь вечную, не переставал молиться о нас, — продолжает свой рассказ Лариса Александровна. —  Мне было 53 года, когда умерла мама. Ее отпевали в церкви, я пришла помолиться за нее в 3-й день, 9-й, в 40-й… В храм стала заглядывать частенько, а вот исповедь всё откладывала. И вот однажды решила всё-таки подойти к батюшке. Строгий он был, сказал, что не допустит до Причастия никого, кто не был накануне на Всенощной. Очередь перед исповедальным аналоем сразу поредела. А я стою, слезы катятся, слова произнести не могу. Священник подошел, спросил, что реву? Объяснила причину своих слез, как могла. А батюшка посмотрел на меня и произнес: «Видно кто-то молится о тебе, очень молится».

А потом вспомнились бабушкины слова, что покровителем нашей семьи являлся Архангел Михаил, и семья была верующая, но никого советская власть не жалела, уничтожая лучших из лучших, расстреливая священство, интеллигенцию…

 10 лет прослужила Лариса Александровна православным психологом в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове.

Теперь вот служит в храме блаженной Матроны Московской. Она здесь с первого дня. И церковная староста, и катехизатор, хотя так себя Лариса Александровна просит не называть.

 — Было время, когда проводила полноценные беседы с теми, кто только начинал воцерковляться. Но теперь просто разговариваю, и то, если люди сами того хотят. Сейчас в Доме ветеранов сцены живет порядка 100 человек, на службы ходят около 20. Кто-то по немощи своей не может добраться до храма, но тогда батюшка сам к ним ходит для исповеди и Причастия. А кто-то еще не встал на путь веры. Людям нужно время, чтобы они привыкли ко мне, стали доверять…И только тогда можно начинать, и то очень аккуратно, говорить о Боге.

— Конечно, люди сцены — непростые, — подключается к разговору театральный критик, театровед Людмила Федоровна Васильева.  – Привыкшие быть в центре внимания, привыкшие к славе, к свету софитов, им тяжело осознавать, что теперь у публики другие герои. Они часто задают вопрос: «За что мне это?». Я и сама начинала с этого вопроса, но Господь вразумил. Теперь за всё Его благодарю и думаю: «А для чего мне то или иное событие было дано?».

Людмила Федоровна родилась в семье верующей, мама ходила в церковь, молилась. Сама же она к таинствам исповеди и Причастия стала прибегать уже взрослой.

Людмила Федоровна родилась в Хабаровске, всю жизнь интересовалась театром, вела программу об искусстве на местном радио и телевидении. Много писала о людях театра, конечно же знала всех актеров, была в курсе премьер…Но в 50 лет жизнь сложилась таким образом, что Людмиле Федоровне пришлось переехать в другой город. Причем в Орел она уехала одна, и тогда произошла, говоря современным языком, полная перезагрузка. Были болезни, горькие утраты… Людмила Федоровна пришла в храм, Господь послал невероятно чуткого, доброго духовного наставника – отца Константина. И покаяние в тяжелом грехе, который она несколько лет носила в себе, Людмила Федоровна принесла перед Господом с помощью батюшки.

— Я почувствовала невероятную свободу. Господь даровал нам жизнь, у нас есть время для исправления своей души. Это – счастье и утешение.

— Как же получается так, что Вы – человек, знающий искусство, пришли в храм, а многие из числа театральных так и не смогли принять Бога, — спрашиваю у Людмилы Федоровны. —  Виной тому профессия?

— Я бы не стала винить театр, как поступать и кому служить – это только выбор человека. Есть же церковный театр, церковная драма. Беда в том, что несколько поколений советских людей выросли без Бога. Но сейчас, Слава Тебе Господи, время другое. Храмы открыты, только молись, только общайся с Создателем. В Доме ветеранов сцены у меня три программы, в которых я рассказываю о людях, о театре, но в каждом этом выступлении я стараюсь нести Слово Божье. Это моя проповедь Христа. 

Николай Васильевич Гоголь утверждал, что  театр может стать ступенью к Церкви. И непустующий во время служб приписной храм блаженной Матроны Московской тому подтверждение. Если человек хочет быть с Богом, если ищет Его, Господь всегда посылает добрых пастырей, чутких людей, которые ответят на самые первые и самые главные вопросы.