Архив постов: 2019

Есть храм у книг — библиотека

4 июля, 2019

— Сама Пресвятая Богородица благословила наше начинание, — такими словами приветствуют нас Ирина Федоркова и Ирина Холопова в уютном здании библиотеки. — После перерыва в несколько лет 14 октября 2018 года, как раз на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, мы вновь открыли двери для наших прихожан – читателей.

Деревянные полки с подсветкой, создающие невероятно теплую и очень стильную атмосферу. Огромные окна, светлые занавески. И книги… Это их царство. Здесь их тысячи. От детской Библии до поучений святых отцов, любимые и зачитанные с детства «Чудесный доктор» Куприна и Шмелев с его «Летом Господним». Рядом  — романы современных христианских авторов. У каждого своё место.

 

Вот полка для детских книжек: она ровно на уровне глаз малыша, чтобы сам мог выбрать понравившуюся. Чуть повыше  расположились жития святых, вот стоят поучения Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.

А вот целая россыпь книг любимых Натальи Сухининой и Ольги Рожневой, истории Юлии Сысоевой и Майи Кучерской. Чудесные современные авторы, которые без назидания, а просто рассказывая о жизни обычного человека, дают понять, что Бог действует в жизни каждого из нас. Нужно только на секунду остановиться в бешеном ритме жизни и услышать Его.

А вот наилюбимейшие «Несвятые святые» тогда архимандрита, а теперь митрополита Тихона (Шевкунова). Сколько человек пришли в храм, принесли первую исповедь и причастились Святых Христовых тайн, благодаря этой книге.  

Каждое воскресенье после литургии две Ирины спешат в библиотеку, чтобы вносить новые книги в каталог, общаться с читателями, и вдыхать любимый аромат  — аромат книг.

Ирина Рудольфовна и Ирина Вячеславовна с большим трепетом и уважением продолжают дело Ольги Александровны Сычевой.

 

Ольга Александровна Сычева

Это она начала собирать книги для приходской библиотеки, иногда покупала их за свои деньги. Иногда ездила в соседние церкви, где охотно делились литературой с тогда еще только восстановляющемся храмом Спаса Нерукотворного Образа в Перово.

Когда летом 2016 года Ольга Александровна отошла ко Господу, библиотека осиротела, снесли здание, где тогда располагалось царство книг.

— Ольга Александровна – удивительный человек, — рассказывает Ирина Холопова, которая много общалась с Ольгой Александровной, отогревалась душой рядом с ней, — ее нельзя просто назвать библиотекарем. К ней приходили не только за новой книгой, к ней приходили поговорить о важном, попить чаю. Я помню, как очереди выстраивались в библиотеку после службы. И каждому она находила доброе слово, давала совет, если понимала, что он нужен. А иногда просто слушала – в современном мире мы совершенно разучились это делать. Ольга Александровна умела.

Но, слава Богу, её дело дало новые ростки. Сегодня у библиотеки своя большая и просторная комната в Духовно-просветительском центре.

Прихожане не только берут книги, но и приносят свои. Ведь так приятно знать, что кому-то еще предстоит открыть мир героев, ставших почти родными и точно – любимыми.

Библиотека рада и делиться книгами со своими читателями. При входе стоит отдельная полочка, там лежат издания, которые можно забрать домой, в свою личную коллекцию.

-Бывает, что люди приносит одинаковые книги, у нас уже есть даже два экземпляра, значит, принесенный третий-четвертый точно можем подарить, тому, кто об этой книге, например, мечтал, — рассказывает Ирина Холопова.

 — А еще мы всегда слушаем, что хотят прочитать наши прихожане, — продолжает разговор Ирина Федоркова. — Однажды наша читательница попросила определенную книгу, ее у нас не оказалось. Приобрели, так что можно сказать, что наш книжный фонд, в том числе, формируют наши читатели.

 

Ирина Холопова помогает выбирать книгу прихожанам

Некоторые книги, которые есть в нашей библиотеке не в одном экземпляре, отдают в дар библиотеке при 70-й больнице.

— Мы хотим, чтобы для наших прихожан библиотека стала центром притяжения, чтобы они обязательно заглядывали к нам после литургии. Чтобы делились своими мыслями о прочитанных книгах, чтобы вместе пили чай и обсуждали новинки, — делятся своими планами две чудесные Ирины. —  Так было при Ольге Александровне, мы очень хотим, чтобы дело ее жило, чтобы книги по-прежнему были ценностью, драгоценностью, чтобы связывали людей.

 

Исповедь. Вопросы и ответы

1 июля, 2019
Время поста – это время сугубой молитвы, время размышления над своей жизнью, время для покаяния. Исповедь – это одно из главных Таинств Церкви, которое дает нам возможность положить начало новой жизни.

Кто-то на исповеди очень кратко называет свои грехи, не поясняя даже в малом, что же за ситуация привела его ко греху. Кто-то наоборот исписывает много листов, подробно останавливаясь на самых незначительных мелочах. И стоит священник перед аналоем, и слушает историю со времен сотворения мира, а вместе с ним терпеливо, а иногда и не очень, томятся три десятка прихожан, дожидаясь своей очереди.

Кто-то боится прийти на исповедь, потому что когда-то ему «не повезло с батюшкой – обругал». Словом, многие из тех, кто ведет церковную жизнь, исповедоваться не умеют.

Мы собрали самые типичные заблуждения кающихся и попросили клирика храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово протоиерея Димитрия Максимова рассказать, что такое правильная исповедь и как ее приносить.

 

Заблуждение первое. Если человек на исповеди не плачет, значит, истинного покаяния нет

 — Мы должны каяться от души – это главное правило. А есть слезы или нет, это не показатель. Мы на исповеди даем обет, что отныне этот грех мы постараемся не совершать. Не нужен рассказ о своей жизни — Богу и так про нас всё известно. От Него мы не скроем ни дел, ни помыслов. Мы должны поменять свой внутренний мир, а поскольку мы слабые, то должны просить Господа помочь нам исправиться. В молитве, читаемой перед исповедью, есть слова, которые указывают, что мы приходим в духовную лечебницу. Приходим, чтобы Господь уврачевал, исцелил наши язвы. Но Он не поможет нам без нашего обещания больше этого греха не совершать. Прийти на исповедь и сказать: «Господи, прости», а дальше идти опять грешить…Это точно не исповедь.

Заблуждение второе. Стыдно приходить на исповедь с одними и теми же грехами. Лучше вообще в храм не пойду

— Увы, не можем измениться в один момент. Нам не под силу подвиг Марии Египетской. Но трудиться над своим исправлением нужно всегда. Если Господь видит, что человек старается изо всех сил, будет нам помогать. А иногда Он нас испытывает, посылая некие соблазны. Человек падает раз за разом, но встает, идет в храм, исповедуется. И такому христианину Господь обязательно помогает.

Заблуждение третье. Чем долго перечислять все грехи, проще сказать, что «виноват во всем». Господь простит

— Так поступать, конечно, нельзя. Но иногда бывает и другая крайность. Когда человек просто не видит своих грехов, а это уже грех. Значит нужно усиленно молиться, что Господь открыл нам это видение. Искренне кающийся получит прощение быстрее, чем тот, который считает себя безгрешным. Таких людей нет. Без греха только сам Господь. Многие уподобляются фарисеям, считавшими себя праведниками. Это ужасное состояние, ведь не замечая, не осознавая в себе греха, человек предстанет в таком состоянии на суд Божий. И может погибнуть. Нужно просить, чтобы Господь помог увидеть свои грехи. Хорошо бы перед исповедью помолиться: «Господи, помоги мне чистосердечно покаяться».

Заблуждение четвертое. Не понимаю, в чем грешен. Не убивал, не воровал…

— Если человек не знает, в чем каяться, нужно не на исповедь приходить, а на беседу со священником. Перед аналоем очень сложно помочь человеку осознать свое состояние. Человек не знает, когда Господь нас призовет, мы должны быть готовы к этому. Поэтому многие монахи держат в своих кельях гробы, черепа. Это напоминание о скоротечности земной жизни, о скором переходе  — в Вечную. И уйти туда нужно, хорошо понимая и осознавая свои грехи, принеся в них покаяние. Рекомендую читать труд святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся» и труд архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». 

 

Заблуждение пятое. Я еще молодой, нагрешить не успел. В храм ходить буду на старости

— Многие действительно считают, что еще успеют прийти в храм, наверное, ближе к старости, а пока важнее работа, дача и друзья. А потом в один момент человек может оказаться в реанимации без сознания. Родственники прибегают к батюшке с просьбой успеть поисповедовать. А выясняется, что человек к этому Таинству никогда и не прибегал. Вот и получается, что единственное, что может священник, прочитать молитовку. Важно всегда об этом помнить. Жизнь на земле не слишком сладкая, но нам предстоит самый тяжелый путь  — уже после смерти. Во всех наших грехах мы будем обличены. Но если мы в земной жизни приносили исповедь, делали добрые дела, то в каких-то моментах будем оправданы.

Заблуждение шестое. Господь милостив. Простит нас и без нашего покаяния

— Бог есть Любовь. Каждому человеку Он желает спасения. Сколько бы человек не грешил, если он старается приносить глубокое и искреннее покаяние, то Господь его простит. Но человек должен видеть свои грехи, просить, чтобы Бог указал на них, пытаться исправить свою жизнь, тогда действительно на нас прольется милость Божья.  Поэтому мы стараемся не унывать, прося Господа в избавлении нас от грехов.

Заблуждение седьмое. Не буду просить прощения у того, кого обидел, лучше сразу пойду на исповедь

— Мы всегда должны стараться, прежде всего, просить прощения у тех, кого обидели. Самое главное состояние христианской души – это самоуничижение. Поясню. Мы стараемся никогда себя не возвеличивать, не ставить себя выше других. Если мы будем стоять на исповеди и называть грехи других людей, то сами-то мы в каком состоянии находимся?! Поэтому мы стараемся перед каждым преклонить голову, испросить прощение. Если научится иметь такое смирение, замечать свои грехи, то Господь увидит наше сердце, сердце, которое стремится поменять самого себя.

* Самоуничижение —  форма аскетического делания, адекватное отношение человека к себе, как к грешнику (состояние), поведение человека, обусловленное его внутренним отношением к себе, как к грешнику (действие).

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:12).

 

Кратко о самом важном:

ЧТО ТАКОЕ ПРАВЕДНОСТЬ В МИРУ?

29 июня, 2019

Ко Дню всех русских святых

Было время, когда живописцы интересовались только возвышенными сюжетами. Например батальными сценами. Дым, кони, люди, трупы, искаженные гримасы, массовый героизм и массовая гибель. Или портреты важных особ, лучше всего – венценосных. Гордые осанки. Носик ввверх, плечики расправлены. На лицах зачастую – смесь вырождения с остаточным величием. Или аллегорические изображения грехов и добродетелей. Например, как наряженная кривда спихивает с дороги скромную правду. Или античные зарисовки, благо мифология так богата, что тему для творчества даст и морализаторам, и любителям голой натуры, и эрудитам в области античности. Еще были натиюрморты, кой-какие пейзажи (не всеми любимые, как жанр), да что-то еще. Но вот случился сдвиг в сознании. Живописцам вдруг стал интересен маленький человек. Вот продавщица фиалок, или девушка, собирающая виноград. Сколько в ней свежести и наивности! А вот веселый зеленщик (да хоть бы и молочник) на узкой улице старого городка. Вот ростовщик звенит монетой, на которой в свете свечи как будто угадываются капли крови. И так далее. Сюжетов бездна. И нельзя сказать, что раньше не было картежников, молочников, прачек, ростовщиков, старух, бранящихся с молодухами. Были они, просто искусству не было до них дела. Искусство занималось предметами возвышенными. И академики потом поднимали вой и гвалт, вполне законный и неизбежный, кстати. Они кричали, что пошло рисовать балерин, завязывающих пуанты, и рабочих, купающихся за городом. Мелко это – обращать внимание на едоков картофеля и любительниц абсента. Но дело было сделано. Не художниками, а всей эпохой. Эпоха повернулась лицом к сюжетам, до тех пор презираемым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал большим, а большие умалились, окарикатурились.

Я говорю об этом потому, что мы обычно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: «Смотри, деточка, это птичка», и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака есть, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены лишь когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздника всех Святых в земле Русской просиявших я хочу сказать, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже давно нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных царей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жаль несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях ложной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и множество. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – ангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за общего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче тяжелее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три м етра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.

Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далеко ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении небольшой обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая профессия? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и вовремя приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что можно заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку денег. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на деньги научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при такой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно сказать человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно объяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно найти и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никак в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь построить.

Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, котрую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.

Протоиерей Андрей Ткачев

С верою через всю жизнь

29 июня, 2019

Когда Зоя Васильевна Дымова, одна из первых прихожанок храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, назвала год своего рождения, я не поверила. На вид – чуть больше 60, по паспорту – чуть больше 80.

Ясные и очень добрые глаза, образная речь, острая память…

— Я помню свою первую встречу с Богом. Только о том, что это был Он, узнала и поняла гораздо позже. Я родилась в деревне Сурки Милославского района Рязанской области. Помню, что была совсем маленькой, когда у меня очень сильно заболела ножка, думали, что и ходить-то больше не смогу, — вспоминает Зоя Васильевна. — Лечили меня и мазями, и травами. Но в один, как теперь понимаю, прекрасный день бабушка взяла меня за руку и привела в церквушку. Идти до нее было 7 километров. Саму службу не помню, а вот, что очень скоро нога перестала беспокоить, а потом и вовсе — болеть, забыть не могу всю свою жизнь. Второй раз пошли в церковь с бабушкой, уже, чтобы заказать благодарственный молебен.

Семья у Зои Васильевны  — верующая, хотя росла она уже в советские годы. Отец говорил, что устав партийный – это заповеди Божьи, но без Бога. О вере своей говорить не боялся, креста под партбилетом не прятал. А бабушка молилась всегда.

Великая Отечественная война опалила семью. Отец ушел на фронт, младшую сестренку Зои Васильевны – Людочку – так и не увидел, увы. Да и сестренка прожила совсем недолго, ушла в жизнь вечную, когда ей было всего 10 месяцев. Отец погиб в первый же день войны. Маме Наташе пришлось одной растить детей.

Когда только начинала ходить в наш храм, почти все службы Зоя Васильевна стояла у иконы князя Александра Невского и святой великомученицы Натальи. Икона неканоническая, но такая близкая… Дочь со слезами просила Господа упокоить душу любимой мамы, на долю которой выпало столько испытаний.

 — Второе чудо, которое явил мне Господь, это рождение сына. Плакала ли я, когда с мужем разошлась, — переспрашивает Зоя Васильевна? – Нет, я перекрестилась и поблагодарила Господа! У меня есть сын, у меня есть Бог! Чего же еще желать?

Зоя Васильевна была одной из тех, кто застал храм Спаса Нерукотворного Образа, когда его только вернули вернули Церкви.

— Стены помню не оштукатуренные, просто кирпич лежал, во многих местах битый, сыплющийся. Дороги к храму нет, о каком уже асфальте речь…по досочкам приходилось идти. Крыса иногда перед тобою шмыгнет, а ты идешь себе дальше, и дела до нее нет… Крыса да крыса. Мама рассказывала, что в нашей сельской церквушке потом сделали ток, зерно туда свозили. Я сокрушаюсь, а она говорит, лучше зерно, чем де..мо, уже простите, — вспоминает Зоя Васильевна.

Вместе с Ниной Георгиевной Гуляевой, с которой они встретились в храме и подружились, и до сих пор считают себя самыми близкими людьми, много послушаний в храме несли. Успевали и записочку у прихожан принять, и трапезу приготовить, и храм после службы убрать. Тогда, правда, Литургию не каждый день совершали.

Сейчас, казалось бы, молись, ходи в храм – никаких тебе запретов или наказаний. Но сын Зои Васильевны, как она его сама зовет, «путешественник». С семьей они часто бывают в святых местах, вот только скорее интереса ради, а не для молитвы. А для матери – это незаживающая рана. Вот он, Господь, стоит у сердца каждого человека, стучит, но сын пока этого стука не слышит.

— Зоя Васильевна, страшилками про злых бабушек, которые всех поучают, на молодых девчонок, которые в брюках в храм заходят, да неумело молятся, косо глядят, полон любой храм. А как Вам удается не осуждать, пребывать в мире и в согласии,  — спрашиваю прихожанку, на чьих руках успокаиваются даже самые беспокойные малыши.

-Ой, деточка,  — всплескивает руками Зоя Васильевна.  – Мне еще с грехом осуждения бороться и бороться. А что храм полон молодыми, так это же чудесно. Я многих прихожан хорошо знаю, со многими дружу. Нам нужна смена, а молодым — Бог. Я почти каждый день в храм хожу, но силы уже не те. А будет храм полон людей, так это счастье. Значит, достучался Господь до их сердец. А молодым хочу сказать: будьте искренними, смиренными, зрите свои грехи во всем положитесь на Господа. Вся моя жизнь свидетельство чудо Божьего, его милости и великого промысла о людях.

Путь к Богу. Нина Гуляева

27 июня, 2019

Для людей, ведущих церковную жизнь, ходить в храм, как минимум дважды в неделю ( в субботу  – на всенощное бдение, а в воскресенье – на Литургию)  – правило жизни.

Но как часто мы знаем того, кто молится рядом с тобой в этот момент? Иногда знаем имя, кое-какие детали биографии, но из чего складывается жизнь. как человек пришел к Господу, нужна ли ему помощь?! Увы… В суете и в спешке мы часто не замечаем друг друга. А ведь мы братья и сестры во Христе.

Давайте знакомиться! 

– Господь ко мне очень милостив, очень, – такими словами начала разговор Нина Георгиевна Гуляева. 

Она родилась 18 декабря 1939 года в городе Куйбышеве, ныне – Самаре. Нина была младшей из четырех сестер. Мама воспитывала их одна, жили бедно и очень тяжело… Последствия голода в Поволжье 1932–1933 годов все еще ощущалось…

– Вы даже себе представить не можете, что тогда за жизнь была. Мама уставала ужасно. Приходила домой и начинался, по сути, второй рабочий день. Но семья была верующей. Помню, в храм ходили, и сестры меня заставляли все время: Нина, молись! Читали утреннее и вечернее правило, был в доме и красный уголок, где стояли иконки, – вспоминает Нина Георгиевна. – Но долгое время была, как принято говорить, «захожанкой». Свечку поставить, кулич освятить, но Господь управил, привел меня в храм, достучался до моего сердца.

Нина Георгиевна признается, что молиться ей легко, понуждать себя не приходится.

– Это ведь общение с Господом, я только радуюсь, да и грехов много, нужно за мужа и детей молиться, – говорит Нина Георгиевна.

Супруг матушки Нины – Геннадий – хотя и был крещеным, но верующим так и не стал. Спасибо, что хоть в храм не запрещал ходить. 

В храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово Нина Георгиевна пришла в начале 2000-х. В советские времена в здании располагался тир, но, к счастью, того самого ужасного времени матушка не застала. В храме уже кипела жизнь.  Но и ее сил, и времени, и любви было отдано немало, чтобы на приходе началась жизнь. Чтобы сюда вернулся Бог.

Настоятелем храма в те годы был теперь уже митрофорный протоиерей Александр Дасаев. Он не только стал духовным отцом Нины Георгиевны, чьими мудрыми советами и наставлениями она руководствуется до сих пор, но и сделал ее тогда своей правой рукой.

– Я пришла к Богу, благодаря отцу Александру, – рассказывает Нина Георгиевна. – Это он поднял храм из руин и создал такую дружную общину. Заслуга батюшки велика, а вот моей заслуги никакой нет. Он меня воспитывал и делал из меня христианку. Когда я к нему бывало приходила на исповедь, жаловалась, что дети в храм не ходят, а у меня двое сыновей подрастали в тот момент, он меня всегда спрашивал:  «А дети-то чьи, Нин? Молись, проси Господа». И еще один совет его запомнила на всю жизнь, когда призналась, что терпение мое заканчивается. Он ответил так: Заканчивается терпение? Включай долготерпение…» 

Сейчас отец Александр – благочинный Воскресенского благочиния, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, член комиссии по Богослужебной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. 

Здесь в храме матушка встретила Зою Васильевну Дымову, ставшую больше чем подругой, и даже больше, чем сестрой по крови. Они стали сестрами во Христе. 

– Какую только работу мы не выполняли в храме, –  рассказывает Нина Георгиевна. Самое главное послушание было в просфорне, тогда просфоры мы выпекали сами. На кухне в трапезной воды не было, мы ее сами дома кипятили и в храм носили, благо живем недалеко. Прихожан было немного, так что мы и подсвечники чистили, и убирали храм после служб. В церковной лавке несли послушание. Только не подумайте, что жалуюсь или что было тяжело, – спохватывается Нина Георгиевна. – Мы же все для Бога делали, в Его доме, да с молитвой, как на крыльях летали.

Просфоры теперь в храме не пекут, но послушание, много лет исполняемое, для Нины Георгиевны и Зои Васильевны осталось. Как только просфоры выносят из алтаря, они отправляются их бережно упаковывать. А это, к слову, порой не одна сотня.

– В храме бываю каждый день, это мой дом, даже больше. Здесь Господь, здесь мои друзья. У нас так много молодежи в храме, это так здорово. Я очень хочу, чтобы как можно больше людей приходило к Господу.

– Нина Георгиевна,  – спрашиваю о самом сокровенном, – открываешь Библию и видишь, что Господь с людьми раньше говорил, а сейчас ощущение, если Он и говорит, то с очень и очень немногими, молчит…Отчего так?

– Я тоже об этом думаю, но всё от того, что маловерные мы, смирения не хватает. Искренности, истинного покаяния, вера наша слаба. А Господь милостив всегда, Он говорит – просто мы не слышим. Вот и надо в храм ходить и молиться, чтобы сподобил нас «доброго ответа на Страшном Судище»…

Нине Георгиевне скоро 80. Возраст по человеческим меркам солидный, много за плечами, много хорошего и грустного. По библейским меркам, когда праотцы жили по восемьсот лет – это  самое начало. А уже меркам Вечности….

– Что главное в жизни, матушка? Как молодым жить, – пытаюсь найти у Нины Георгиевны ответы на такие важные вопросы. – Молиться Господу, творить Его, а не свою волю, и любить Его. Все образуется, когда веришь!

 

Петров пост. Это не только про мясо

24 июня, 2019

В понедельник, 24 июня, христиане вступили в Петров пост. Он был установлен в честь апостолов Петра и Павла, которые постом и молитвою готовились к всемирной проповеди Евангелия.

В первые века христианства петровское говенье считались своего рода компенсацией для тех, кто по каким-то причинам не смог поститься перед Пасхой (например, находясь в дороге). Они вступали в воздержание по окончании праздничного ряда, то есть после Троицы.

Многие считают, что Петров пост и не пост вовсе, в изобилии фрукты и овощи, а в некоторые дни разрешено вкушение рыбы.

Хотя еще несколько сот лет назад ситуация была совсем иной: старые запасы уже закончились, до нового урожая еще месяц-другой.

Как правильно проводить пост в наши дни, когда прилавки магазинов полны, связаны ли ограничения только с пищей, и можно ли в постные дни общаться в соцсетях? На эти вопросы отвечает клирик храма протоиерей Димитрий Максимов.

Для большинства православных христиан пост – это, прежде всего, строгое ограничение в еде. Это смирение плоти ради укрепления в вере, ради стяжания Святого Духа, в чем, по словам Серафима Саровского, и состоит цель земной жизни человека. Но ведь пост это не только про мясо…

— Все верно, пост нам дается для того, чтобы мы очередной раз задумались о нашей духовной жизни. Мы должны научиться воздерживаться от праздных мыслей, праздных занятий. Много в мире соблазнов. А живем мы для того, чтобы войти в радость познания и общения с Богом, чтобы войти в вечность. А пища, в том числе, вводит нас в состояние праздности. Но важно отличать пост от диеты. В той же Индии люди в большинстве своем не вкушают пищу животного происхождения, но это же не значит, что они постятся. Пост – это борьба с нашей плотью, самая сложная для человека. И хорошо бы это время употребить для умерения наших желаний.

-Батюшка, пост же предполагает еще и гораздо более напряженную жизнь. Тем более что лето на дворе, все мы немного расслабились.

 — Во время поста мы отказываемся не только от пищи, мы должны стараться провести это время с пользой для души. Прибавить в молитве, побольше стараться делать добрых дел. Потрудиться, найти в себе талант, способствующей нашему духовному возрастанию. С грехами очень тяжело бороться, но грех можно победить добродетелью. Если мы гордые, значит нужно научиться смиряться, побольше молчать, читать молитву, это и есть пост, способный нашему духовному росту…

 — Очень часто можно услышать такое правило поста: «Ешьте всё! Не ешьте друг друга». И если вы откажетесь от осуждения, то в этом будет крыться путь к спасению. Вам кажется это указание разумным, ведь мало кому удается избежать греха осуждения?

 — В этом-то и есть суть…Господь, если вспомнить, в первую очередь, обличал фарисеев, которые жили по закону, по заповедям Моисея, ходили в храм, молились, отдавали десятину. Но Господь называл их лицемерами, внутри они были пустыми. Они не умели любить. А главная заповедь  — это научиться любить. И пост для того и нужен, чтобы учиться любить. А пост, если только соблюдать предписанные правила питания, превратится в диету, мы уподобимся фарисеям. Время поста – время размышлений над своими ошибками. Поругались с человеком – нужно помириться, усиленно за обиженного нами молиться. Сами не можем простить обиду, просить помощи Господа в этом. Во время поста нужно совместить: и пищу ограничить, и добрые дела делать. Помните же что сказано в Библии: вера без дел мертва.

 — Церковь говорит, что каждый должен взять свою меру поста. Для кого-то возможно соблюдать все требования, а кто-то по состоянию здоровья не может обходиться без молочных продуктов, например. Строгость поста нужно определять христианину самостоятельно или обращаться за благословением к священнику?

 — Если есть у христианина духовник, то лучше эти вопросы обсуждать с ним. Мы смотрим, какова вера у человека. И если начать сразу очень строго, то могут начаться такие искушения, что не справится человек. И еще хуже получится. Важно, чтобы во всем была мера, и хватило бы сил. Новоначальному нужно быть очень аккуратным в таких моментах. Все предписания к посту взяты из монастырских правил, они очень строгие. У нас приходская община, для горожан есть, конечно же, послабления. Если предписано монаху не вкушать масло, то ему и на стол его не подадут. Сухоядение среди мирян – это особая мера поста. Если у человека проблемы со здоровьем или работа тяжелая, то можно просить послабления. Без сил человек озлобляется. Любой подвиг должен приносить радость. Нельзя христианину ходить с «кислым» лицом, мечтая об окончании поста.  

Для многих не проблема не употреблять мясо или молока в постные дни, но вот проблема отказа от соцсетей становится очень актуальной. Сейчас модно писать в статусе: ушел в офлайн во время поста. Как Вам кажется, такой пост в современном мире тоже возможен?

— Христианин всегда должен жить в ограничениях, а пост должен помогать человеку исправлять свою жизнь. Мы ведь и так живем неправильно, творя свою волю, а не Божью.  И нам нужно учиться выстраивать свою жизнь, чтобы приносить пользу. Положено читать по главе Евангелия каждый день, читать Псалтырь и святых отцов, исполнять утреннее и вечернее правило. А если человек вместо этого сидит в сетях, то это неправильно. Если есть страсть к чему-либо, это уже греховное состояние. Телевизор, компьютерные игры… Пост – это время борьбы со своими страстями. И если работа человека связана с интернетом, соцсетями, это одно, а если там впустую тратится время, это грех.

Добавим, Петров пост в 2019 году заканчивается накануне дня памяти святых Петра и Павла – 11 июля.

Протоиерей Димитрий Максимов сослужил при освящении онкоцентра

23 июня, 2019

В Воскресный день, 23 июня, управляющий Восточным викариатством, глава Синодального отдела по социальному служению и благотворительности Русской православной церкви епископ Пантелеимон освятил онконцентр им. Блохина на Каширском шоссе.

Сослужили во время молебна владыке клирики Москвы, в том числе, и клирик храма Спаса Нерукотворного образа протоиерей Димитрий Максимов.

Владыка Пантелеимон отводит огромную роль посещению болящих.

«В больнице человеку не всегда комфортно, ведь он оторван от обычной жизни, от родных и близких. Человек нуждается в душевном утешении, в духовной поддержке, – сказал председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон. – Когда человек попадает в больницу, он вырван из обычной жизни, он готов услышать что-то новое. Если мы хотим поделиться свой верой, помочь человеку, то больница – это то место, где это более всего необходимо. Больничное служение — одно из самых важных направлений миссионерского служения Церкви», — рассказал епископ Пантелеимон.

Мы приближаемся ко Христу через святых

23 июня, 2019

Сегодня память Всех святых. Почему этот праздник так важен для Православной Церкви? – наш первый вопрос архиепископу Штутгартскому Агапиту (Горачеку), викарию Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.

– Память святых – это самое великое достояние, которые мы, православные, имеем и храним, – отвечает владыка Агапит. – Римо-католики это все уже потеряли, протестанты и не имели. Иногда пожить за рубежом полезно. Когда ты это все видишь и сравниваешь, только тогда и начинаешь воистину понимать и ценить: какая же это мощь – Православие!

Вслушайтесь, всмотритесь в наше богослужение. Треть его посвящена святому, треть – нашей Ходатаице Божией Матери и треть – Господу Иисусу Христу и нашему покаянию перед Ним. Такая пропорция более-менее сохраняется изо дня в день.

– А у католиков как?

– Да, меня это тоже в какой-то момент заинтересовало. У нас такой ксендз знакомый был, он нас, кстати, очень любил, уважал, приходил покупать у нас, в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, иконы. И вот я его однажды попросил: «Можете мне достать книги с полным вашим богослужебным кругом?» Он растерялся. Потом сказал, что действительно есть молитвослов монахов-бенедектинцев. И через некоторое время принес мне три тома бенедектинского Устава. Преподобный Бенедикт Нурсийский для нас тоже святой. Я был заинтригован.

Так вот, оказалось, что служба святым, так, как мы ее служим: тропари, кондаки, канон, – у католиков отсутствует. Они еще могут прочитать Евангелие, посвященное подвигу этого святого. Во время мессы может быть даже зачитано житие святого. Но на практике все это уже в большей степени утеряно. Очень мало уделяется этому внимания. Да и мессы сейчас бывают уже такие короткие, что там и при желании ничего не успеть. Кое-где по службе у них фигурируют псалмы – да, Псалтирь они немножко читают. А святых в службе уже практически нет. Протестанты же не то что на практическом, а на идейном уровне отсекли святых. Просто отвергли и всё!

А для православных без святых вообще немыслима Церковь. Мы и приближаемся ко Христу именно через святых. Понимать мы Христа начинаем только через святых! Если вы внимательно читаете Евангелие, – конечно, Христос вам непонятен. Что вы в Евангелии можете понять? Христос заповедует: «любите врагов» (ср. Мф. 5, 44). И что?.. А кто из нас на самом деле отдает свою последнюю рубашку? И там все такое! Простите меня, такие требования предъявляются! Разве мы их выполняем? А когда мы видим, как это делают святые, то за этими высокими словами для нас вдруг открывается реальная жизнь. Вот юродивый голым ходил. А новомученики были растерзаны всего-то столетие назад. Преподобный поклоны без конца бил. Что за всем этим сокрыто? Именно через врастание в опыт живых, конкретных людей, особенно близких к нам по времени, по опыту, у нас и ко Христу появляется живое отношение.

– Владыка Марк (Арндт) говорит: смысл жертвы новомучеников – открыть нам глаза на главную Жертву – Христову.

Православная Церковь, слава Богу, сохранила понимание того, что в духовной жизни все происходит на личном уровне. Каждый человек – личность. Христос – тоже личность: страдающая, сострадающая. «Пострадавый и сострадавый человеком, Господи, слава Тебе»,– слова 4-го антифона Великого Пятка. Чем лечит нас Христос? Состраданием. Что это такое – сострадание? Мы же и этого не понимаем! Просто полагаем, что вот человек страдает, сопереживая нам. Но сострадающая любовь – это на самом деле то, что исходит от сострадающего человека и согревает нас.

Это не просто человек сочувствует нам в наших горестях и все, нам от этого ни холодно, ни тепло. Нет, он смотрит нам в глаза и передает нам силу, которой нам так не хватало. Он спасает нас своей сострадающей любовью. Открывается нам такая любовь тоже, конечно, в опыте святых. Только когда встречаешь духоносных отцов, начинаешь догадываться о том, что это такое.

Как Бог распространяет Православие, и Ему подражают… турки

– Владыка Агапит, в среде русской эмиграции и даже от бывших инославных, перешедших в Православие, не раз приходилось слышать, что попущенное Богом разорение России в XX веке и русский Исход – это Промысл Божий обо всем мире. Когда как раз вот эти духоносные отцы из закрывавшихся монастырей и лавр, просто православные христиане оказались рассеяны по свету…

– Да-да, я тоже думаю, что если у всего этого и был какой-то смысл, то это именно распространение Православия по всему миру. В Германии еще лет 100 назад, если умирал православный христианин и священник должен был его отпеть, он не мог этого сделать без участия ксендза и пастора. Даже на кладбищах римо-католики сообща с протестантами не позволяли православным священникам действовать самостоятельно. Сейчас такого, слава Богу, нет. Почил православный христианин, и наш священник может без всяких препятствий его отпеть. А в конце XIX века это сделать было очень непросто.

Еще недавно митрофорный протоиерей Амвросий (Бакгауз; † 3.04.2005), настоятель гамбургского храма Святого праведного Иоанна Кронштадтского, говорил, что после Второй мировой войны Православие в Европе – provisorium. Не знаю, как это перевести на русский: это некое неукорененное, временное явление. Cам он – немец, родившийся в лютеранской семье. Оказавшись во время войны в плену в России, принял Православие и стал православным священником. По профессии он – врач, занимал видную должность в Гамбурге. Каждый второй день он читал доклад в каком-нибудь костеле или кирхе. Активно занимался миссионерской деятельностью. Много общался с римо-католиками и протестантами. При этом особых надежд на успех проповеди среди них не возлагал. А сейчас, 50 лет спустя, у нас в Германии более 1,5 млн православных христиан.

– Это – считая представителей всех Поместных Церквей?

– Да, и Русской, и Греческой, и Румынской, и Сербской и др. Православные приходы сейчас постоянно растут. Если бы у нас были священники, мы бы и еще открыли приходы в новых городах. Мы, русские, к сожалению, глупее турок.

– ?

– Да, вот так. Если бы Российская Федерация поступала бы также умно, как Турецкая республика, вообще ситуация в мире сейчас складывалась бы по-другому. Турецкий парламент уже более 10 лет назад ввел программу по подготовке для Германии около 800 имамов. Оплачивает их обучение турецкое правительство. Многие из них изначально учатся уже в Германии, чтобы знать страну. Лет 9 назад первые 300 имамов, подготовленные в рамках этой программы, уже начали осваивать немецкие города, потом внедрялись и другие.

Если бы Российская Дума ввела бы такую программу и подготовила бы 800 священников, их с радостью бы приняли здесь. Пока у нас в Германии вместе с духовенством Московского Патриархата около 80 батюшек. А мы бы в каждом немецком «дорфе» (нем. dorf – деревня) открыли бы новый приход. И это было бы востребовано. Я вас уверяю. Сейчас в Германии всюду уже слышна русская речь. Собрать для начала пару-тройку человек – уже приходик. Остальные подтянутся. Нас даже немецкая власть уже понимает, идет нам навстречу. Это, конечно, вынужденно, при том засилии мусульман. Ислам чужд немецкой культуре. Потом, все эти вербовки в террористические организации…

– Когда митрополит Лимасольский Афанасий (Николау; Кипрская Церковь) выступал в Сретенской духовной семинарии, он сказал, что сейчас главная угроза для европейцев исходит уже не от Евросоюза с его ультралиберальными ценностями, а от ислама.

– Отовсюду угроза исходит. Но самая большая беда – отчуждение самих христиан от веры. Это проблематизирует жизнь. В эмиграции, где у человека и без того масса проблем в чуждой среде, это ощущается особенно остро. А мы можем похвалиться тем, что опосредованно вносим вклад в интеграцию русских немцев. Они, воцерковляясь, примиряются с Богом, с собой, с ближними, в конце концов, с Германией. Когда человек находит себя на приходе, он и страну оценивает уже не враждебно, а начинает любить. Потому что себя уже не чувствует здесь «никем и ничем», у него есть главное – вера. Именно эта обретенная самодостаточность позволяет ему начать уважать и чужие обычаи. Исчезает антагонизм. Мы это постоянно наблюдаем. Православие примиряет – это известный факт. Поэтому, когда мы общаемся с немецкими властями, я им с чистой совестью говорю: «Все эти ваши госпрограммы по интеграции – ничто по сравнению с тем, как люди интегрируются через Православие. У нас социализировать людей в новое общество лучше получается».

Православие – единственная альтернатива деструкциям, которые постигли западный мир

Владыка Агапит с племяницамиВладыка Агапит с племяницами

– Русская эмиграция в этом смысле имеет колоссальный опыт?

– Да, это вообще уникальное явление во всей истории Церкви: быть разбросанными по всей Вселенной и при этом хранить единство. Зарубежная Церковь – маленькая. Сколько нас всего-то, но все-таки в целом для Русской Церкви – это тоже очень важный опыт выживания и хранения православной традиции в чуждом, иногда враждебном окружении.

В военных условиях Второй мировой войны все просто-напросто за родных друг друга считали, такие любовь и взаимоуважение между людьми были, как в апостольские времена.

Да и сейчас зачастую наши условия приближены к «боевым». У нас большинство духовенства работает на светской работе, чтобы прокормить семью. А все свое свободное время такой священник уделяет пастве, стоит допоздна – исповедует, служит. Приход его за такой подвиг не может не уважать и не любить. Чем теснее обстоятельства, тем ярче, заметнее любовь. Этого невозможно не видеть со стороны. Пожалуй, в этом и заключается наша миссия.

– Архимандрит Илия (Раго) из Франции, бывший католик, уже более 40 лет, впрочем, исповедующий Православие, в интервью Православие.ру сказал как-то, что европейцы сейчас ищут свои православные корни, и для них соприсутствие Русской Зарубежной Церкви очень важно. 1000-летний период православного исповедания Христа европейскими народами до великого раскола не мог пройти даром. У многих европейцев есть молитвенники в роду среди их православных предков.

– Безусловно, такой поиск идет. Европа тоже уже исстрадалась от этой многовековой розни между католиками и протестантами. Они уже 500 лет не умолкая спорят! И этот спор ни к чему не привел. Только к тому, что все религиозные ценности оказались вытеснены из общественного пространства. Всё – пат, «игра вничью»! Публично о вере говорить категорически запрещено: «О Боге хочешь что-то сказать? Это всё частное! Молчи!» И немцы стали такими, что докопаться до их души практически невозможно. Он не откроет, что у него на сердце, ни за что.

Это русский человек, каким бы он ни был: трезвым, пьяным – как видит батюшку, сразу даже через улицу кричит: «Э-э-э-э-э-э-й, батюшка! Есть Бог? Нету? Что вы мне скажете на мою пьяную голову? Накажет меня Господь за это?» Масса поводов для миссионерской работы.

– У нас тут как раз дискуссия у священников была – о пастырской работе с подвыпившими. Там слова отца Алексия Мечёва приводятся: «Нужно приходить к Богу из любого состояния». А бывает у вас так, что кто-то из немцев сам, общаясь с теми же русскими, начинает интересоваться Православием?

– Когда на наших приходах немец сам начинает интересоваться Православием, то, как правило, уходят годы на его подготовку к принятию таинства Крещения. Раньше, до 1980 года, когда Россия еще не освободилась и к нам приезжали этнические немцы из Советского Союза, этот подготовительный период растягивался и на 5, и на 10 лет. Наши священники далеко не сразу допускали желающих до Крещения. Это очень медленный процесс: немец годами аккуратно ходит на православные службы, даже поет уже на клиросе, ему это нравится, но он даже при этом оказывается не готов отказаться от своего протестантизма! Особенно католики бывают в этом смысле очень сформированы: у них железно католическое сознание. И пока такой человек до принятия Православия созреет… Батюшки у нас очень ответственно подходят к вопросу о переходе инославных в Православие. Если человек не может еще во всей его полноте принять Православия, он ходит на службы, не участвуя в таинствах. Бывает, конечно, что люди просто уходят.

– Не раз приходилось слышать: быть русским – значит быть православным, иногда и наоборот говорят: быть православным – значит быть русским. Ощущается ли теми, кто воцерковляется у вас, эта русскость через причастность к Православию?

– Тут надо ответить словами апостола Павла: «Для Иудеев я был как Иудей» (1 Кор. 9, 20). Сам я за себя могу сказать: общаясь с немцами, я немец, с русскими – русский. Стараюсь хвалить. Да и есть за что. Немцы, кстати, очень добродетельный народ. Не жадный! Экономный. Русские не могут этого понять. Потому что русские не умеют экономить. А немцы умеют.

– А что ищут в русской традиции Православия иностранцы?

– Православие, надо признать, единственная альтернатива всем тем деструкциям, которые постигли современный западный мир. Но донести до католиков или протестантов наше понимание соборности очень трудно.

Соборность и важное условие церковного мира

– А в чем заключается соборность? Как это по-простому объяснить?

– Святую Троицу мы можем познать только через открытые нам опыты. Вот ты младенец, потом подросток, наконец стал женихом, после – отцом. И только став отцом, ты начинаешь немножечко понимать, что это такое, когда Бог Отец жертвует Сыном. Это духовный рост. Он проявляется как врастание в соборное единство. Каждый раз мы разные, и нам открывается особый опыт. Когда мы младенцы, у нас одни отношения к родителям. Когда подростки – уже совсем другие. Мы становимся женихами – и это тоже уже нечто новое.

Соборность можно почувствовать, например, и в согласии мужа и жены между собой. Когда они становятся родителями, у них и с собственными родителями уже совершенно другой уровень взаимопонимания появляется. Так же и в отношениях с Богом. Все эти опыты мы, по идее, должны в себе сохранить. Ни в коем случае не отбрасывать, как пройденный этап. Иногда в своей жизни мы должны быть младенцами, иногда женихами, в другой раз – подростками, но человек призван достигнуть и состояния отцовской зрелости. Все эти опыты сразу должны в нас соприсутствовать.

Этот диапазон отчасти тоже приоткрывает нам вечность. Неужели мы становимся стариками для того, чтобы со всеми этими болезнями и ворчливостью перейти в вечность? Да кому такая вечность нужна?! Если мы уже все растеряли: и нежное младенчество, и экстремальную юность, и расцвет, и зрелость, и сыновство, и отцовство, – то кто мы есть и на что годны?

Святые тем и сильны, что в них ничего не умирало. С младенцами они могли быть младенцами – вспомните, как по-детски кроток был с маленькими преподобный Серафим? Но он же мог, если то требовалось, быть грозным старцем, как в случае с генералом, с которого попадали псевдонаграды. Вся палитра жизни в преподобном не выцвела, она обогащалась с годами. Вот это взаимопроникновение опытов, особенно когда ты общаешься с другими, очень важно. Почему родители не понимают своих детей? Да потому что забыли, что они сами были подростками! Единственное, что мотивирует их поведение: они хотят, чтобы их дети не были такими же гадкими, какими были они. Как вы понимаете, этого недостаточно, чтобы требовать совершенства от других.

Соборность всеобъемлюща. Нельзя сказать, что она ограничивается каким-либо одним пластом реальности. Вот собрались архиереи на Собор, пусть даже Всеправославный, – вот это и есть соборность, они там за соборность в нашей Церкви и отвечают – так, что ли? Нет. Хотя соборность православных архиереев – тем более при заявившем в этом мире о себе папстве и его константинопольском аналоге – чрезвычайно важна. Но к ней все не сводится. Она как закваска: Духом Святым животворится вся Церковь, все Тело Христово.

– У нас тут как-то был в академической среде спор. Одни говорили: «Благодать сходит по иерархии» (если ты слушаешься Священноначалие, своего игумена/игумению – ты в потоке благодати). А другие парировали: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8)!

– И то и другое верно. Иерархия должна быть, чтобы внутри нее воспитывалось священство. Тогда возможно богослужение. Это очень узкая стезя, по которой Церковь шествует. Здесь все конкретно: таинства, поклонение Господу и почитание Божией Матери, память святых. Сам язык богослужения очень отточен. Сохранение этого стержня имеет исключительную важность, что упустили из виду католики и чем даже не озаботились протестанты. Но подлинное выполнение этой задачи немыслимо без законной иерархии. Когда архиерей выдает священнику антиминс, миро и т. д. – он ему тем самым вручает паству. Конкретную паству! Вот тебе именно этот приход. Храни и возделывай.

– Раньше в некотором смысле считалось, что священник венчается пастве и уже не перемещается с прихода на приход.

– Да, вот он, твой приход – и не лезь в другой. Ты по совести отвечаешь за эту паству. Если вы посмотрите каноны, то это требование там проводится очень последовательно и определенно. Треть обещаний, которые я, как и любой архиерей, давал при хиротонии, – о том, что я не буду лезть в соседнюю епархию. Да! В твоей епархии – ты ответственный. Здесь твое слово – последнее. Но не в соседней епархии. Стоит тебе туда сунуться, все твои распоряжения там будет рассматривать уже Синод или Собор. Соблюдение канонических границ – это действительно очень важное условие церковного мира.

Споров среди христиан быть не должно. Всей этой никому на самом деле не нужной возни. Это опыт Церкви: так необходимо. Точно так же, как церковное сознание пришло к призванию необходимости, допустим, устанавливать иконостас в храме. Раньше же, при апостолах, никаких иконостасов не было. Сидели за столом, ели-пили, в конце трапезы совершалось преломление хлеба… Потом поняли, что дальше так продолжаться не может. Появился алтарь. Конечно, это рецепция новозаветной Церковью ветхозаветной традиции. Это у древних иудеев было особое пространство – Святая Святых. Но этот известный древнему человечеству опыт переживания святыни мы, православные христиане, возглашающие за литургией «святая святым», преобразовали под новозаветный формат. С каждым Собором Церковь все строже и строже упорядочивала церковную практику – и это все имеет свой внутренний смысл.

При этом в Православной Церкви очень живо как раз таки ощущается дыхание Божества. Вне каких-либо иерархий: будь ты простой мирянин или иерарх – стяжание Духа Святаго в Православии зависит не от степеней и чинов. Соборный разум Церкви чувствует духоносность церковных чад. Архиереи тоже ценят, допустим, духоносных монахов. Именно в Православной Церкви это соприсутствие Духа Божия во всей церковной полноте особенно ощутимо. Это мы видим, опять же, по святым.

 

Открытый вопрос о столице Вселенского Православия

– Что требуется от каждого из нас в свете этого соборного единства?

– Каждый человек сам должен осмыслить свою жизнь. Это трудно! Каждый сам должен найти Христа. Никто из нас не может просто так протянуть руку: «А ты уж, Господи, Сам подтяни меня как-нибудь!» Так не бывает. Усилие требуется и от нас. Свою жизнь надо пересмотреть и сделать выводы. А мы ленивые, мы не хотим. Мы и в церковь-то идем, потому что все идут, и думаем, что этого достаточно. Мы, православные, к сожалению, на поверку оказываемся не такими уж православными.

Оттого-то, наверно, мы и любим паломничать в оазисы первохристианства, в места подвигов наших предшественников. Они-то были настоящие христиане! Мы, например, охотники до Рима. Меня это место просто потрясло в какой-то момент. Это же был языческий город. 400 капищ в Риме стояло. Захватывающее зрелище. Город-то еще и расположен на холмах. На него можно часами смотреть.

Но самое поразительное, как это «ничтожное» христианство с горсткой «безумных» проповедников, как полагали эллины, все это идольское величие обесценило и перевернуло. Как это вся эта незыблемая, как казалось, римская красотища вся вдруг расплавилась при свете христианства?! Рим же действительно был величествен и силен. Представляете, как все эти легионы выстраивались в идеально ровные ряды! Всем этим запросто можно увлечься. Невероятно зрелищно! Захватывает!

Но вот приходит в Рим Константин Великий, и вся эта гарцующая оболочка языческой империи его уже не прельщает. Город тогда еще был на 80% языческим. Римляне привыкли, что императоры сразу же идут на Капитолий, а Константин не идет! Приносят жертвы, а он не приносит! Ему все это не надо. Сенаторы на него разобиделись: «Что это за безобразие такое?» Расстроились все. Помалкивали только из-за того, что у него символ власти – меч.

– Владыка Агапит, а как, кстати, относятся к идее «Москва – Третий Рим» в эмиграции?

– Был первый Рим, а Второго и Третьего не было! Ерунда все это!

Мне нравится исторический момент, когда Константин Великий пришел в Рим, посмотрел на все это языческое «великолепие» и говорит: «Из всего этого языческого наследства христианского города не слепить. Давайте устроим новую столицу!» Раньше Диоклетиан тоже в Никомидию управление выносил. При Константине Великом вся сила Римской империи сосредоточилась уже на Востоке. Безусловно, это было политической необходимостью. Но в глубине души у равноапостольного императора наверняка таилось представление о том, что Рим, с его вековыми традициями языческого культа и всеми этими капищами, не может быть столицей Вселенского Православия. А Константинополь в свое время таковой был…

Но православные не потеряли святых! Это главное. Евреи потеряли Иерусалим и остались «на бобах». Мы тоже потеряли свою вселенскую православную столицу. Но мы живем святыми! Иудеи-то Храм потеряли, и прекратилось у них жертвоприношение. А мы служим на антиминсах! Православие – Вселенское явление.

 

С архиепископом Агапитом (Горачеком)
беседовала Ольга Орлова

Поход в Радонеж нашего молодежного движения

22 июня, 2019

Сегодня участники молодежного движения «СПАС» прошли походом по святыням и заповедным местам Радонежа. Во время похода группа посетила подворье Троице-Сергиевой Лавры в Радонеже (Преображенский храм), вкусили Святой воды и искупались в источнике прп. Сергия Радонежского. Также мы побывали у мощей прпп. Кирилла и Марии Радонежских в Хотьковском Покровском женском монастыре.

Святой Дух: как и зачем Он пребывает с хриcтианами

17 июня, 2019

Представьте себе кошку, которая присутствует на конференции по астрофизике. Она трется об ножки стульев и об ноги увлеченно беседующих ученых, слышит их разговоры, видит слайды, сменяющиеся на экране, но, разумеется, ничего не понимает. Более того, те вопросы, которые обсуждают ученые, находятся далеко за пределами ее кошачьих интересов. Теперь представьте себе, что ученые захотели ввести кошку в свой круг — каким-то образом они находят способ повысить ее интеллект и наделить ее интересом к познанию. Постепенно она с трудом начинает улавливать какие-то элементы смысла в том, что говорят ученые, но самое главное — она начинает догадываться о том, сколь многого она не понимает и какой огромный мир лежит за пределами ее кошачьего мирка. Вероятно, она переживает определенный внутренний конфликт — с одной стороны, она испытывает влечение к таинственным звездам и мудрым речам академиков, с другой — опасается (с некоторым основанием), что ей придется оставить какие-то свои кошачьи привычки.

Могут ли когда-нибудь бессловесные твари войти в мир разума и познания — мы не знаем; возможно, К. С. Льюис с его говорящими нарнийскими зверями прозрел что-то очень важное о природном мире, возможно — нет.

Но мы знаем другое — человек резко выделен из природного мира, у него есть разум, совесть, чувство красоты и благоговения, и он предназначен для того, чтобы войти в мир совершенно иной жизни, пережить перемену, более глубокую, чем кошка, которую сделали бы способной беседовать с учеными об астрофизике.

Входя в Церковь, мы входим в присутствие Тайны, бесконечно превосходящей нашу способность понять или помыслить, или вообразить. Но эта Тайна сама нисходит к нам — чтобы поднять нас к Себе. Бог открывает нам Себя в Церкви — сообществе верующих, которое создано Христом, возвещает Его слово и являет Его присутствие в мире. Так мы узнаем, что Бог — един по Существу и троичен в Лицах. Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый Завет, говорит о едином Боге — и резко отрицает языческую идею, что богов много. Но мы читаем, как те же апостолы, которые отрицают многобожие, говорят об Отце как о Боге, о Сыне как о Боге, и — мы увидим это чуть дальше — о Святом Духе как о Боге. Господь Иисус посылает их крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19).

Перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16,17).

В этих кратких словах уже присутствует тайна Троицы — Сын обращается к Отцу, Отец посылает Духа.

Эта тайна встречает нас на каждом богослужении; «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь!» — постоянно провозглашается в Церкви. Мы поговорим об одной из сторон этой тайны — о тайне Святого Духа.

 

Дух, созидающий Церковь

 

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Церковь, как ее описывает уже Новый Завет, это не просто собрание единомышленников. Это нечто гораздо большее — тело, организм, объединенный не просто общими убеждениями, а общей сверхъестественной жизнью. Входя в Церковь в таинстве Святого Крещения, мы обретаем дар Духа. Дар, которым будем жить всю нашу христианскую жизнь — и вечность. Как говорит святой апостол Павел, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12—13). Книга Деяний апостольских повествует о первых шагах Апостольской Церкви после вознесения Господа; ее иногда называют «Книгой Деяний Святого Духа» — и не случайно. Она начинается с события, которое называют «днем рождения Церкви» — Пятидесятницы: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1—4). Пятидесятница явилась исполнением обещания, которое дал воскресший Спаситель: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Апостолы — как и последующие поколения христиан — обращали ко Христу народы не своей силой или красноречием, но силой Святого Духа. В истории христианского мира были лжеучителя, которые не могли ни понять тайну Троицы, ни хотя бы смириться перед ней.

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог.

Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение.

Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви.

Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого… через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17—18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений.

 

Сошествие Святого Духа на апостолов
Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия. Автор Джеки Бинз.

Дух, свидетельствующий об истине

Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. …Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. (1 Кор 12:3).

Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

Почему это так необходимо? Мы можем обратить внимание на три стороны нашей веры — интеллектуальная уверенность в определенных фактах; обращенность воли к тому, чтобы покориться Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю; и, наконец, сердечное упование на Христа и уверенность в новых отношениях с Богом. Мы приходим к уверенности в тех или иных фактах на основании определенных свидетельств — так, например, астрофизики принимают теорию «большого взрыва» на основании собранных наукой данных о Вселенной, а историки верят в то, что Петр I воевал с Карлом XII на основании свидетельств, оставленных современниками. Бог дает нам достаточные основания, чтобы поверить в Него — как в творении, так и (особенно) в свидетельстве апостолов о воскресении Христа. Почему многих людей эти свидетельства не убеждают? Я сам полжизни был атеистом — и какое-то время они не убеждали меня. Недостаточно свидетельств, как говорил известный атеист Бертран Рассел? Нет, дело совсем не в этом. Как-то я беседовал с одним неверующим историком и сказал ему: «Если бы любое другое событие в истории было засвидетельствовано так же хорошо, как Воскресение Христово, Вы бы в нем ни минуты не сомневались». Он ответил очень честно: «Конечно. Но никакое другое событие не требует от меня переменить всю мою жизнь».

Проблема неверия — это проблема воли, а не интеллекта. Люди часто не верят в то, что их не устраивает; достаточно понаблюдать за любым спором об истории, чтобы увидеть, как спорщики отказываются принимать данные, которые могут угрожать их политическим или национальным пристрастиям. Евангелие требует не просто переменить некоторые наши пристрастия — оно требует полностью пересмотреть всю нашу жизнь. Ирод хотел убить младенца Иисуса, потому что он, Ирод, сам хотел быть царем и полагал, что Иисус, как претендент на царство, этому угрожает. Наша беда в том, что мы сами хотим быть царями в нашей жизни, и когда приходит истинный Царь, которому она должна принадлежать, мы этому вовсе не рады. Грех — это не просто отдельные плохие поступки, но яростная, ожесточенная мятежность, всегда готовая взорваться ненавистью к Богу и ближнему. Не хотим, чтобы он царствовал над нами (Лк 19:14).

Святой Дух таинственно исцеляет наше сердце и делает нас способными принять истину. Грех делает нас мятежными и недоверчивыми; Святой Дух созидает в нас способность покориться и довериться Христу. Наша воля, порабощенная грехом, приобретает свободу обратиться к Богу.

Под влиянием греха мы не доверяем милосердию Божию, Его желанию и способности спасти нас; Святой Дух внушает нам сердечную уверенность в любви Божией: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:15,16).

 

Дух, возрождающий к новой жизни

Бог говорит через ветхозаветного пророка: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез 36:26,27). Подлинная вера, которую созидает в нас Святой Дух, означает не просто перемену убеждений, а перемену сердца. Здесь нам надо рассмотреть вопрос, который многие задают — если утверждается, что наше исправление есть дело Божие, то должны ли мы сами над ним трудиться? Это противопоставление — либо мы, либо Бог — возникает, когда мы представляем Бога и человека как двух людей, разделяющих «фронт работ». Но это представление ошибочно; Бог Святой Дух действует не вместо нас, а в нас — как говорит апостол, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2:12,13). Мы призваны с благоговением стремиться к праведной жизни, понимая, что само это стремление — Божий дар.

Представьте себе влюбленных юношу и девушку. С одной стороны, они воспринимают любовь как что-то дарованное им — и вся любовная лирика всех времен и народов упоминает именно это чувство дара; с другой стороны, они сами (а не кто-то за них) сближаются, вступают в брак и учатся жить вместе. Как сказал поэт:

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить
Любой ценой и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать,
чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Нить между влюбленными протянули не они, это дар,  но они больше всего на свете хотят этот дар сохранить. Так и благодать Божия, которая созидает в нас веру, надежду и любовь, делает это не снаружи, а внутри нашего сердца — так, что мы, именно мы, по своей воле, с радостным трепетом устремляемся к вечному спасению.

 

Роспись в куполе собора святого Петра, Ватикан. Фотограф Duane W. Moore

Нам явлена новая жизнь — и мы оказываемся перед выбором между тем, что принадлежит нашей старой природе, «плоти», как ее обозначает апостол, и тем, к чему ведет нас Дух: Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:16—23).

Мы не сами созидаем в себе плоды Духа — и не могли бы — но мы выбираем между принятием и отвержением этих даров. Мы можем следовать Духу — или плоти, возрастать в дарованной нам сверхъестественной жизни — или угашать ее.

Апостол говорит удивительные слова: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф 4:29—32). Мы все — крещеные православные люди — запечатлены Святым Духом, и Он пребывает с нами, как Кто-то близкий и любящий, кого мы оскорбляем (в другом переводе «огорчаем»), когда позволяем себе какие-то гнилые и злые слова.

 

Испытывайте духов

Вера в реальность духовного мира никоим образом не является особенностью христианства,  люди во всех культурах интуитивно осознают, что мир гораздо больше того, что мы можем воспринять при помощи органов чувств. Даже там, где государство насаждало принудительный материализм — как в нашей стране или в Китае — интерес к духовной реальности выступает на поверхность, как только его перестают давить. Сегодня в любом книжном магазине можно найти полные полки литературы, посвященной различным «духовным практикам»:  хотите магию вуду, хотите — ритуалы североамериканских индейцев, а хотите — заговоры сибирских шаманов. В этом отношении наш мир напоминает мир, в котором проповедовали апостолы, — он тоже кишмя кишел духами. Как и теперь, люди получали духовные откровения, летали в астралы и собеседовали с духовными существами. Как и теперь, эти духи нередко уверяли, что они тоже действуют от имени истинного Бога.

Вопрос о различении духов возник сразу же — и не утратил своей актуальности и сейчас. Как понять, что это именно Святой Дух? Почему и чем Святой Дух и Его действие принципиальным образом отличается от всех видов псевдодуховности? Апостолы дают нам достаточно ясные критерии. Прежде всего, Святой Дух свидетельствует о Господе Иисусе, прославляет Его и напоминает то, что сказал Он. Деяния Святого Духа полностью христоцентричны — Он ведет нас к вере во Христа, укрепляет и утверждает в этой вере, наставляет нас в истине, открытой Христом. Однако уже в апостольские времена появились лжеучителя, проповедовавшие — под именем Иисуса — кого-то другого. Поэтому апостол Иоанн говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин 4:1—3).

Апостол указывает на то, что Святой Дух проповедует Иисуса, пришедшего во плоти, то есть свидетельствует о той же истине Боговоплощения, о которой нам говорит в начале своего Евангелия сам Иоанн. Святой Дух преподает то, что мы бы в наше время назвали догматически здравым учением о личности и деяниях Христа, учением, согласным со свидетельством апостолов.

Святой Дух проявляет Себя и в определенных этических плодах, мы уже говорили о них, это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22,23). Он созидает в сердцах верных любовь к Богу и ближнему, которая проявляется в соблюдении заповедей. Оба эти критерия необходимы. Можно иметь отличные оценки по догматическому богословию — и не иметь Духа, если в жизни человека отсутствует любовь к ближнему и послушание заповедям. С другой стороны, нравственная жизнь, хотя и необходима, еще не достаточна — она служит свидетельством Духа тогда, когда она сочетается с правой верой.

Надо особенно подчеркнуть, что действия Святого Духа не имеют ничего общего с «автоматическим письмом» или другими оккультными практиками, когда некий духовный агент действует через человека, полностью отодвинув его самого в сторону. Бог очень бережно относится к человеческой личности  и человеческой свободе и скорее мягко направляет верующих к истине, чем тащит на аркане. Это оставляет пространство для человеческих разномыслий и даже ошибок, поэтому нет ничего удивительного, что лично благочестивые или даже святые люди могут расходиться во мнениях.

Святой Дух являет Себя через соборные решения Церкви — как сказали апостолы, угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28), и именно  общее суждение Церкви служит защитой от субъективных и ошибочных мнений.

 

Жизнь в Духе Святом

Дух Святой обитает в Церкви, и Его дары даются для служения Церкви: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (1 Кор 12:4—9). Для того чтобы жить в Духе Святом, мы должны пребывать в общении с Церковью, участвовать в ее молитвенной жизни, приступать к Таинствам, прислушиваться к ее наставлениям. Именно в Церкви Бог вводит нас в совершенно новую жизнь, жизнь, которая начинается уже сейчас, но продолжается в вечности. За каждой Литургией Церковь взывает:

 Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей.

Если мы хотим жить в Духе Святом, необходимо прийти в храм и присоединиться к этой молитве.