Архив постов: 2019

Новый год в православной семье

30 декабря, 2019

Новый год – праздник семейный, традиционно шумный, с богатым столом. Но у православных христиан начинаются  самые строгие дни рождественского поста. Ни о каком вине, мясе и безудержном веселье речи и быть не может.

Как правильно встречать новогодний праздник в семье, где подрастают дети, которые хотят угощений и конфет. Как правильно встречать новолетие, а именно так называется в церковном календаре этот праздник, тем, чей супруг или супруга далеки от храма? Об этом мы говорим с клириком храма Спаса Нерукотворного Образа протоиереем Димитрием Максимовым.

— На Руси много веков новый год начинался не 1 января, а 1 сентября. До Петра Первого Русь жила по юлианскому календарю, согласно которому Рождество выпадало на 25 декабря, а по григорианскому календарю праздник приходится на 7 января. В итоге получилось, что теперь Новый год теперь выпадает на рождественский пост. Традиция такого широкого его празднования была заложена в советские времена. Власти тем самым пытались отвлечь людей от Церкви, «замещая» Рождество новым годом. Такая же история произошла с Пасхой. Вместо того, чтобы прийти в храм и порадоваться Воскресению, люди едут на кладбище, потому что в этот день обычно пускают бесплатные автобусы.

 — И как в этом случае правильно поступать?

— Я всегда призываю прийти 31 декабря и 1 января декабря в храм, у нас служится новогодний молебен. Мы благодарим Бога за всё то, что дал нам в уходящем ходу, мы просим Его, чтобы дал нам время на покаяние. Во многих храмам Литургия совершается непосредственно в новогоднюю ночь. И прекрасно, если получается начать новый год с Христом, причаститься.

 — Люди старшего поколения привыкли встречать Новый год вместе с семьей за богатым столом. Как не обидеть мам и бабушек, если нам вместо шампанского и петард хочется в храм.

-Конечно, мы не должны обижать наших родных. Не надо осуждать, укорять, мол, неправильно живете. Нужно пытаться искать взаимопонимание. Часто в одной квартире вместе живут по 2-3 поколения, потому и за стол общий нужно сесть, и шампанского пригубить. А для себя приготовить какое-то постное блюдо. Нужно помнить, что верующий христианин должен быть примером. Нужно нести слово Божье. И обязательно рассказывать о Господе, собрать всю семью потом за рождественским столом.

— А если кто-то в семье воинствующий атеист? Правильно пойти ему навстречу и съесть курицу в пост или стоять на своем и скоромного не употреблять?

— Конечно, всё очень индивидуально. Но в основе любого поступка должна быть Любовь. Не стоит обижать человека, превозноситься над ним, ставя себя в пример: я пощусь и я лучше вас. Есть риск превратиться в фарисея. Можно и нужно приготовить любимые блюда для тех, кто не постится.

— То есть верующий должен уступить, пойти навстречу?

— Важнее всего сохранить любовь в своем сердце. Много примеров, когда праведники вкушали даже во время поста предложенные от чистого сердца скоромные блюда. Они не хотели обижать хозяев. Конечно, если человек неверующий, мы не можем его заставить соблюдать пост, он должен прийти к этому сам. Нам же нужно сохранять мир в семье.

-Как правильно проводить новогодний праздник детям?

 — Пост это ведь не только ограничение в еде, но и ограничение в праздности, в развлечениях. Так что родителям хорошо бы ограничить детей в просмотре телевизора, особенно развлекательных программ. Покажите детям хорошие добрые фильмы. Они учат доброте, любви, прощению. Нам и самим никогда не поздно учиться радоваться всему, что дает нам Господь, и учить тому детей.

— Стоит ли отпускать ребенка на ёлки и прочие детские праздники?

-Я бы посоветовал сначала узнать программу, а потом уже решать, стоит ли туда отпускать ребенка. И если ребенок хочет праздника, то нельзя ему в этом отказать. И потом часто ёлки проводятся при храмах, православные семьи могут сходить туда все вместе. Если же речь идет о каких-то непотребных вечеринках, то их нужно избегать. Ребенок должен находиться в духовной среде. Ему обязательно нужно объяснять смысл Нового года, смысл Рождества.

— Но ведь зачастую в тех же детских спектаклях действуют кикиморы, лешии, Дед Мороз. Полезны ли ребенку такие спектакли?

— Это часть фольклора, часть культурной истории нашей страны, никуда уже от них не деться. Как правило, такие спектакли всё же несут добро и всегда заканчиваются победой светлых сил.

Как нам, христианам, относиться к Санту Клаусу. Его прототипом многие считают святителя Николая. Но в современном мире многие дети ждут чудес не от святых, не от Господа, а от вымышленных персонажей.

— Во многих православных Церквях были святые, угодники Божии, которые постепенно превратились в волшебных и сказочных персонажей. Так, например, Новый год в Греции совпадает с праздником Святого Василия, который жителями воспринимается как прообраз Деда Мороза. В других странах Спиридон Тримифунтский является зимним волшебником. Он приносит подарки. Детям нужно объяснять историю праздника, вместе читать жития святых. Мы обращаемся за помощью к святым угодникам, они могут сотворить чудо, нужно им молиться. Но акцентировать внимание на том, что помогают нам святые тогда, когда мы молимся с чистотой мысли, с чистотой сердца. Если мысли наши благие, живем мы по правилам, Господь и его угодники исполнят нашу просьбу. Как написано в Евангелии: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Сердца у детей открыты Богу, детство  — тот период, в котором закладывается основа будущей жизни. Важно вложить в детей, пока они маленькие, те основы христианской жизни, которые помогут им в трудные минуты, удержат в Церкви, когда начнется подростковый период.

Нам важно сохранять духовные ценности. Насколько мы будем соблюдать церковный устав, каноны, настолько душа наша будет становиться благостней. Счастье человека не измеряется в земных благах, нам нужно душой стремиться к Христу. Мы должны стараться жизнь по заповедям, подавать пример детям и родным. Чтобы, глядя на нас, они понимали, что Рождество является одним из главных христианских праздников.

Творим добро. Приглашаем на ярмарку «Белый ангел»

27 декабря, 2019

Доброта — это когда ты помогаешь людям, не прося ничего взамен, не требуя благодарности, когда ты сочувствуешь, сопереживаешь, любишь, когда ты щедр и бескорыстен. Твоя доброта заставляет других людей улыбаться и тебя самого делает счастливее. Доброта — это одно из самых хороших качеств человека.

В преддверии любимого детворой новогоднего праздника и одного из главных христианских торжеств —  Рождества Христова – в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово пройдет ярмарка «Белый ангел», на которой будут представлены работы, сделанные руками прихожан, участников молодежного движения, учениками Воскресной школы.

Ярмарка объединяет прихожан, причем точек приложения сил множество, — рассказывает ответственная за молодежную работу на приходе Анастасия Богоявленская.  — Это помощь деньгами, руками, помощь непосредственно в изготовлении мыла, елочных украшений, вязаных носочков и варежек, помощь в упаковке.

Подготовка к ярмарке началась почти два месяца назад, но времени, чтобы воплотить все задуманное, все равно не хватает. Возникают новые идею, сразу хочется их реализовать. В этом году, например, мы расписываем новогодние шары, пишем на них добрые пожелания. На ярмарке будут представлены работы в технике сухого валяния. Это элементы декора, которыми украшает шапки-шарфы-варежки, и комплект смотрится уже совершенно по-иному. Часто такие комплекты берут в подарок.

Будут электрические гирлянды, которую мы делали из стеклянных баночек для детского пюре. Одна из наших прихожанок чудесно рисует и она так расписала деревянные доски, что позавидуют профессионалы. Ярмарка открывает множество талантов. Кто-то прекрасно работает по стеклу, кто-то вяжет, кто-то печет,- признается Анастасия. — К работе подключаются дети, воспитанники нашей Воскресной школы. Они уже заранее распланировали, кто и когда будет непосредственно на ярмарке работать. Им очень нравится предлагать прихожанам и гостям свои работы.

Ранее часть средств мы направляли в детский хоспис «Дом с Маяком», часть осталась в храме. Думаю, в этом году по благословению  настоятеля, а такие вопросы всегда согласуются с отцом Андреем, поступим также.

Рождественская ярмарка будет проходить в три этапа. 

Ждем всех после ранней Литургии! 

В гости к святителю Николаю. Паломничество в Николо-Угрешский монастырь

25 декабря, 2019

19 декабря, в день, когда Русская Православная Церковь чтит память Святителя Николая, прихожане нашего храма отправились в паломничество в Николо-Угрешский монастырь. Он был основан в 1380 году святым благоверным великим князем Димитрием Донским. Монастырь неоднократно горел и был разорён, но быстро восстанавливался.

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель архимандрит Макарий.

16 ноября 1990 года было принято решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо–Угрешского монастыря.

15 декабря 1990 года был совершен первый молебен с чтением акафиста небесному покровителю обители – святителю Николая. С момента прекращения богослужений  в 1928 году это была первая служба, собравшая  множество жителей города Дзержинска.

19 декабря 1990 года, в день престольного праздника обители, была совершена первая Божественная литургия.

Как рассказала организатор паломнической поездки Елена Ершова, дорога в монастырь была лёгкой и быстрой.

-В пути мы читали акафисты, пели тропари. Приехали задолго до начала Божественной Литургии в день престольного праздника монастыря. Почти вся наша группа причастилась Святых Христовых тайн. Потом для нас провели интереснейшую экскурсию по монастырю. Он впечатлил нас своей красотой и торжественностью. Мы посетили многие храмы обители. 

В Николо-Угрешском монастыре хранится очень редкая икона — Корень Иесеев.

На иконе изображена Богоматерь, сидящая на престоле с Божественным Сыном на руках. У Ее ног — пророк Иессей, отец царя Давида, из рода которого, согласно пророчествам, произошел Мессия. Из Иессея, как из корня, растет ствол с образом Господа и Богородицы; по обеим сторонам имеются ветви, а на них —образы тех пророков, которые предсказывали приход Христа.

Справа от Царских врат находится парная икона Господа. Это список с чудотворной мироточащей Иконы из монастыря Святителя Николая на острове Андрос.

Побывали паломники в музее императора-страстотерпца Николая II. В 90-е годы ХХ века искусствовед Александр Васильевич Ренжин начал по крупицам собирать всё, что связано с семьей последнего российского императора. Это открытки и фотографии, книги и портреты, личные вещи и предметы быта – около двух тысяч документальных свидетельств народной памяти о царственных страстотерпцах.

Классическая музыка в православном храме

23 декабря, 2019

 — А я боялся, что мы построили слишком большой духовно-просветительский центр, и он будет пустовать. Но глядя на все занятые места и стоящих у входной двери, понимаю, что зал мы построили маленький.

С этих слов начал вечер классической музыки в храме Спаса Нерукотворного образа настоятель протоиерей Андрей Бондаренко.

Идея сыграть в православном храме классическую музыку пришлась по душе не только прихожанам, но и музыкантам. Они с радостью откликнулись на это предложение.

 — Сам жанр камерного музицирования отличается от больших сцен, и в этом есть своя прелесть. Все оркестранты играют в профессиональных оркестрах, в частности в Национальном филармоническом оркестре под управлением Владимира Спивакова. У них большой опыт выступления в крупнейших залах страны и мира. Но этот концерт – это для нас отдушина, это большое удовольствие, — признался ведущий концерта, известный дирижер Петр Глоба.

Петр Глоба

Квартет, составляя программу, постарался затронуть все пласты классической музыки от Генделя через Моцарта и Гайдна, перейти к русской музыке Чайковского.

Ломая все стереотипы, что в православном храме должна звучать только духовная музыка, сочинения Чеснокова, Калинникова, Кедрова, артисты решили перенять благочестивую традицию католической церкви. Там нередко устраиваются концерты камерной музыки без органа, и часто без хора.

 -Для нас это необычный опыт исполнять классическую музыку в православном храме. Оркестровая музыка редко связна с русской православной музыкой. Поэтому мы охотно откликнулись на предложение исполнить камерным составом классику в храме. Все наши солисты играют в оркестре, поэтому подготовить, исполнить и преподнести такую программу, повторюсь, большое счастье.   

Концертную программу вечера открыло произведение легендарного композитора Вольфганга Амадея Моцарта под названием «Дивертисмент для оркестра в четырех частях», потом была его «Маленькая ночная серенада». Потом было переложение Петром Чайковским знаменитой русской народной песни «Сидел Ваня на диване».

Первая скрипка Сергей Белозерцев и альтист Иоанн Бердюгин сыграли пассакалию для скрипки и альта Дитриха Букстехуде, и на последней ноте зал буквально взорвался шквалом аплодисментов.

Как признался, завершая концерт, настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко, он всегда хотел научиться играть на музыкальных инструментах, но так и не сподобился. Но теперь Господь дал ему возможность, и знакомиться самому с шедеврами мировой музыкальной культуры, и делиться этой сокровищницей с прихожанами.   

— Господь открывает нам эту красоту. И в этой красоте рождаются шедевры, через которое мы чувствуем присутствие Божие в нашем мире.  Музыка позволяет нам услышать Бога через творение, которые создавали великие композиторы.

Петр Глоба от имени всех музыкантов поздравил всех с Рождеством, пожелав милости Божьей, чтобы радость общения с Богом проходила через сердце каждого и это наполняло радостью.

Аня, Андрейка и Николай Чудотворец

21 декабря, 2019

Настроение у Ани были, мягко сказать, грустным. И хоть бабушка, любимая и родная, всегда учила за всё благодарить Господа и никогда не унывать, Аня понимала, что еще чуть-чуть и разревётся.

Как Господь допустил, чтобы она, умница с красным дипломом, и красавица с глазами-вишнями, осталась совсем одна в этом большом, чужом холодном городе.

До Нового года всего-то полторы недели, а у нее ни работы, ни денег, ни перспектив.

Квартирная хозяйка ждала оплаты аренды, а кошелек пуст, на обед – пачка лапши быстрого приготовления. Помощи ждать неоткуда. 

Анечка родилась в небольшом поселке в Калужской области. Любимый домик, где она жила с мамой, бабушкой и младшим братишкой. Свой садик с раскидистыми яблонями, их еще дед сажал, грушами, кустами малины, крыжовника.

Отец, а слова «папа» Аня так и не научилась выговаривать – буквы, будто кости застревали в горле — ушел, когда узнал, что жена ждет еще одного малыша.

Мама, гордая сибирячка, не сказала ни слова, сложила его рубашки в чемодан, сверху бросила свадебный костюм, и поставила перед мужем. Теперь уже бывшим.

Почему отец не захотел второго ребенка, Аня у мамы не спрашивала, боялась сделать ей больно. Только лежа в своей комнате и наблюдая за тем, как луна упрямо пытается сквозь темные шторы проскользнуть хоть одним лучиком в ее кровать, мечтала, как хорошо бы они жили все вместе.

Да, отец очень уставал на работе, но Аня бы помогала с мальчишкой. А она была уверена, у нее родится брат. Она бы вставала к нему ночью, когда заплачет, учила бы его буквам, зимой каталась бы на санках с большущей горки прямо за их садом,

Стоя перед любимой иконой святителя Николая, она тихонечко просила сил маме, бабуле, себе. Просила за отца…

Ане казалось, что Николай Чудотворец смотрит на неё так тепло, так нежно, что подойди она поближе к иконе, он бы погладил ее по голове. 

Андрюшка родился раньше срока. Мама, хоть вида и не показывала, но переживала сильно. Она часто выходила из своей комнаты с заплаканными глазами и подолгу смотрела в одну точку. Конечно, уход отца ее надломил.

— Ваш малыш вряд ли будет ходить, — вынес приговор врач в роддоме. — У него ДЦП.

Верить в этот диагноз семья отказалась. Началась борьба за жизнь. За нормальную жизнь Андрюшки, с садиком и школой, со спортивными секциями и школьными дискотеками .

Массажисты, иглоукалывание, иппотерапия. Смешное слово, если не вдаваться в его суть. Лошади в поселке, конечно, были, но их использовали в хозяйстве, а что с их помощью можно было лечить людей, местные и не знали. У виска пальцем крутили, но в итоге нашли самую кроткую лошадку.

Андрюшка хватался своими слабыми ручонками за гриву и заливался смехом.

С работы маме пришлось уволиться, жили на пособие по уходу за ребенком-инвалидом, и бабулину пенсию. Денег не хватало категорически.

Аня решила пойти работать, но кто рад 15-летней девчонке? И взрослым-то работы не было. Она мечтала быть учителем, как мама, но выбрала для себя историю. Ее захватывали рассказы о победах русских воинов, она мечтала однажды самой увидеть Бородинское поле, побывать в Прохоровке на месте знаменитого танкового сражения Великой Отечественной. Там, в 1943-м, ранило прадеда. Легенду, как его полуживого, вытащила с поля боя медсестра ростом в два раза меньше его самого, Аня слышала с детства.

Хрупкая и нежная девочка интересовалась войной, ратным подвигом и силой. Главный вопрос, который ее интересовал: что помогало солдатам, когда они выходили один на один с врагом. Когда, забыв о страхе, командир поднимал в бой свою роту?

Аня для себя решила: так помогать, укреплять в вере может только Господь.

В ее комнате  стояли три образа: Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. У них она испрашивала благословение на новый день, их благодарила за все радости и печали, перед их иконами плакала, когда что-то не получалось.

После проведенной ночи без сна Аню вдруг осенило, если она не может подрабатывать на почте или уборщицей в школе, то будет писать доклады и рефераты. Наверняка, её знания истории пригодятся школьникам.

Решила и засомневалась:  а богоугодное ли это дело? Нечестно ведь, если её работы будут выдавать за свои? Дурных денег Аня не хотела.

Утром, едва проснувшись, побежала в церквушку в соседнем поселке. В её родном, храм разбомбили в войну, так и не восстановили. Служил отец Василий. Тугой на ухо, он отличался невероятной любовью. Для ребятни у него в карманах всегда имелось яблочко или конфетка, для многочисленных кошек, обитавших поблизости, обязательно находилось лакомство.

Взрослых утешал словом, добрым взглядом. Удивительно, что к нему за утешением шли даже деревенские мужики, которые, случись необходимость, могли в одиночку вытолкать застрявшую машину.  

Батюшка, наклонив голову, выслушал Анины сомнения и предложил ей давать уроки истории через интернет, подтягивать неуспевающих, заодно помогать надрывающейся матери.

Плату за свою работу Анечка поставила небольшую, и оказалось, что желающих «подтянуть» историю много. Она толково объясняла, всегда была приветлива. Работа пошла. Мама не могла нарадоваться: такая помощница подрастает.

Только печалились, что дочь совсем не отдыхает. Сначала в школу, потом  — помогать бабуле по хозяйству, потом маме  — с Андрюшкой, потом садилась к компьютеру и начинала уроки, потом – свои домашние задания. И так каждый день.

— Хоть в воскресенье отоспись, — сетовала мама, когда Аня поднималась затемно.

— Некогда бока отлеживать, — серьезно отвечала дочка. – Мне в храм нужно. Воскресную Литургию Аня старалась не пропускать.

Из заработанных дочкой денег мама и бабушка откладывали понемногу. Им хотелось, чтобы у дочери на выпускной было самое изящное и самое нежное платье.

Когда Аня однажды увидела в своей комнате аккуратно висевшее на стуле чудесное платье, расплакалась. Шелковое, струящееся, чудесного карамельного цвета. Её мечта

Аня протанцевала до утра и на пару часов забыла, как тяжело маме справляться с больным братишкой, забыла, что сил у бабули становится все меньше. Она кружилась в танце, отпустив ненадолго все заботы, тревоги и печали.

На семейном совете решили, что поступать поедет в Москву. Конечно, без Аниных рук маме, бабуле и братишке будет, тяжело, но родные хотели, чтобы девочка получила хорошее образование. К тому же Калуга от Москвы совсем недалеко, пару раз в месяц можно будет приезжать домой.

Аня сразу же решила, что будет и учиться, и работать. Неважно кем, да хоть лаборанткой, главное – помогать родным.

Годы учебы пролетели на одном дыхании. Поначалу было очень трудно, спать приходилось иногда по 4-5 часов, но зато Анечка устроилась сразу на две подработки, при этом успевала учиться на «отлично», получала повышенную стипендию. И радовалась, когда удавалось переслать родным хоть на пару сотен побольше. На свои нужды она оставляла совсем чуть-чуть.

Аня по-прежнему не пропускала Воскресную Литургию, в столице её общежитие находилось всего в паре улиц от старинного храма. Как и положено он был весьма скромным снаружи, но внутри…У Ани дух захватило, когда она впервые переступила его порог.

Нежная, словно воздушная роспись на стенах, лампадки, горящие ровным светом возле ликов Спасителя и Богородицы.  У икон всегда стоят живые цветы. Аня очень любила остаться после службы поменять воду в вазах, в храме ее уже знали и радовались любой помощи. 

Андрюшка тем временем вырос в симпатичного подростка, вполне мог самостоятельно поесть, не проронив ни крошки, читал, пусть медленно и по слогам. Дав сыну в руки книгу, мама могла хоть на полчаса прилечь отдохнуть.

В день, когда Ане вручили диплом с отличием, умерла бабуля. Накануне она сама дошла до храма, причастилась Святых Христовых тайн и ушла, также тихо, никого не побеспокоив, как и жила.

Благодаря за такую бабушкину смерть, Аня всё равно проплакала несколько дней.

Да, христианка, да помнит, что у Бога все живы, но печаль от разлуки была велика.

Вернувшись после похорон в Москву, каждый день заглядывала в храм, подолгу стояла у Распятия, прося простить все бабушкины прегрешения «вольные и невольные».

А потом шла домой и думала, как там мама одна с Андреем справляется. Теперь на её плечи легли все заботы о доме и о саде.

Аня решила, что нужна помощница по хозяйству. А значит нужны деньги…Да, ей предложили остаться в университете, на кафедре, но теперь придется тратить на аренду жилья, ведь из общежития её попросили.

Начался утомительный обзвон столичных школ. Вроде и педагоги требуются, но откуда, спросите, у выпускницы есть большой педагогический стаж? А без него директора с равнодушием заглядывали в Анин красный диплом и тут же закрывали его.

— Вот вам, милочка, — сказала ей завуч одной из школ с прической а-ля мадам Помпадур, — придется взять и классное руководство. У нас 11-й класс остался без присмотра, а вы сами шесть лет назад школу окончили. Найдете на них управу? Они выше вас на две головы…Нет? Тогда, простите, взять вас не могу. Будь вы чуть постарше…

Возвращаясь в съемную комнатку, а на квартиру, конечно, денег не было, Аня принималась усердно молиться святителю Николаю, чтобы помог…

Аня уже и сосчитать не могла, сколько раз она отправляла своё резюме, в сколько школ. Когда услышала, что звонят из Алтуфьево, района на другом конце Москвы, не сразу и сообразила, что ее зовут работать.

Тамошнее руководство не смущал ни юный возраст педагога, ни отсутствие опыта. Школа новая, учителей не хватает.

Так начался новый этап ее жизни. Ранний подъем, а дорога занимала полтора часа, уроки, классные часы, кружок по истории, экскурсии. Вечером в метро она проверяла сданные ей самостоятельные работы или тесты, а иногда, совершенно обессиленная, дремала, блаженно прикрыв глаза. Впрочем, работа нравилась, коллеги оказались милыми и, что называется, без камня за пазухой.

Аня, хотя нет, теперь уже Анна Викторовна, была классным руководителем в 5 «В». Шумные, веселые, шаловливые, просыпающие иногда на первый урок, забывающие сменку. Её ученики. Она влюбилась в них с первого же дня.

Но, чтобы и они к ней привыкли, начали доверять, пришлось немало потрудиться. Поначалу пятиклашки все время сравнивали новую классную с Ириной Анатольевной, которая учила в младшей школе и стала фактически второй мамой.

Но Анне Викторовне всё же удалось растопить лед. Ругала по делу, никогда при этом не забывала похвалить за добрый поступок, оценки ставила за знания, а не за фамилии.

Всё рухнуло в один момент, когда она решила сводить класс в Музей иконы. Попросила нескольких родителей ей помочь. Сопровождать вызвался папа Мити Иванченко и мама Полины Радионовой.

Экскурсию Анна Викторовна готовила сама, понимая, что информацию нужно тщательно отобрать, не утомить долгим рассказом. Нет, она доверяла профессионалам, работающим в музее, просто, как ей казалось, она лучше знает, что нужно её ребятам.

Ей казалось, что они с не меньшим интересом ее слушали и родители. Но через пару дней на стол директору легло письмо за подписью родительского комитета 5 «В». Они требовали отстранить Анну Викторовну от классного руководства.

Она, мол, в нашей свободной стране насаждает православие. Родители возмущались, что детей  повели показывать русские иконы, а не выбрали, например, экскурсию в мечеть или синагогу. Молодого педагога обвиняли, что она «насаждает религию детям».

Анне Викторовне предложили уволиться. По-тихому и без скандала. Выносить сор из избы директор не хотела.

Маме о своем увольнении она говорить не стала. Зачем расстраивать? Отослала ей деньги. Все, что выдали ей при расчете.

Москва переливалась разноцветными шарами, блестела белым пушистым снегом. Аня брела по улицам, думая, как и на что жить дальше? Где искать работу в разгар учебного года, как помогать маме и Андрюшке. Без её денег они совсем не смогут.

Ноги будто сами привели в любимый храм, найдя в кармане сотенную купюру, она купила свечи. Подошла к иконе святителя Николая, и вдруг, как в детстве, ей показалось, что он вот-вот протянет руку и погладит по голове. И заревела. Слезы текли по щекам, воротничку блузки.

— Милая, что случилось,  — услышала над собой Аня мягкий голос.

— Благословите, батюшка, и простите за слезы, — улыбнулась она в ответ отцу Михаилу. – Пришла вот в храм помолиться, а стала скорбеть и жаловаться на жизнь.

— Господь милостив, а святые, особенно святитель Николай, очень быстр в исполнении наших прошений, особенно если они о добром деле и сказаны от души. А что случилось-то? Кто обидел?

Аня без утайки рассказала про больного брата, про «религиозное насаждение православия», про квартирную хозяйку, которая просит рассчитаться. Отца Михаила Аня видела часто, когда он служил, но общаться с ним никогда не доводилось.  Даже на исповедь к нему не попадала, хотя никогда не выбирала, к кому подойти. Он казался ей строгим, серьезным. Но увидев, что батюшка внимательно слушает её, переживает, успокоилась.

— Никакой он не строгий, просто занят всё время, — подумала Аня.

-Знаешь-ка что, — улыбнулся ей отец Михаил, — приходи к нам работать. Нина Евгеньевна, что сидит за свечным ящиком, давно просится на покой. Устаёт очень, восьмой десяток разменяла. А тебя я часто вижу в храме, и на службах, и после них, когда ты цветами занимаешься. Девушка ты аккуратная, думаю, справишься. И вот еще что, Нина Евгеньевна решила сдавать комнату, как раз ищет девушку. Денег просит совсем немного. Ей помощь нужна: за продуктами сходить, окна помыть, обед приготовить. Живет одна, детей и мужа давно похоронила. Тяжело одной-то…

Аня слушала и не верила своим ушам. Еще пять минут назад у нее не было ни работы, ни крыши над головой. А сейчас?!

Она расплакалась. Только теперь это были слезы счастья и благодарности.

Аня на минуту замерла, прислонившись лбом к иконе Николая Чудотворца, что-то горячо шепча, затем вышла из храма.

— Анна, здравствуйте,  — услышала она в телефонной трубке.-  Из музея иконы Вас беспокоят. Еле нашли Ваш телефон. Вы недавно у нас экскурсию своим школьникам проводили. Не хотите  работать у нас? Директор слышала, как Вы рассказываете, и предлагает вам проводить лекции для школьников. Возьметесь?

Самый любимый святой

19 декабря, 2019

Безо всякого сомнения святитель Николай является самым любимым нашим святым. Он считается покровителем путешественников и мореплавателей, но его помощи просят мечтающие о замужестве девушки, бездетные пары, те, кто стеснен материально.

Случаев, когда святитель откликался на самые слёзные и горячие мольбы, сотни тысяч.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Святитель Николай считается «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником.

Не только в день памяти архиепископа Мирликийского Николая, но и каждый день, в беде или радости, мы молим его, скорого помощника и утешителя, о здравии тела нашего и спасении души:

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.

Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, отказывался принимать молоко матери по средам и пятницам.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. 

В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение.

Святитель Николай скончался в середине 4 века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

«Русь – «Никольская» страна! Первый храм на Руси был построен именно в честь святителя Николая. Преподобный Нестор Летописец писал, что это была церковь в Киеве, поставленная в 882 году на могиле убиенного язычниками Аскольда (как предполагается, в крещении нареченного Николаем) – первого русского князя-христианина. Более 1100 лет назад был построен первый русский храм!

Сколько монастырей и храмов было построено в честь Николая, Угодника Божия, сколько Престолов Никольских, сколько чтимых икон, сколько Николиных чудес было на Святой Руси!

«Приди в Русь и виждь, яко несть града и села, идеже не быша чудеса святаго Николы, иже не можно за множество писаний предати» (из рукописного жития святителя Николая ХVI в.).

Ни в одном народе, ни в одной стране не славят так святителя Николая, как в России – ни на его родине в Мирах Ликийских, ни в Бари, где почивают его святые мощи.

Каждый четверг – Николин день в православном календаре. Празднует Русь «Николу зимнего» – 6/19 декабря, день его преставления; «Николу вешнего» – 9/22 мая, день перенесения его мощей в Бари.

Мощи Николая Чудотворца ни разу за 930 лет не покидали папской базилики в итальянском городе. Исключение было сделано только для нашей страны.

Впрочем, поклониться Угоднику Божию можно во многих храмах Москвы. Частица мощей есть и в храме Спаса Нерукотворного образа в Перово. 

ПРОПОВЕДЬ ИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ КАРПОВА НА ЛИТУРГИИ 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы чтим память святителя Николая, особого святого для всех нас, православных христиан. Мы вспоминаем слова пророка Давида: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.

Вся святые в силу своей приобщенности к Богу наполняются великой славой. Слава святителя Николая подобна одной из великих звёзд, которая сияет на церковном небосводе.

Мы знаем, что Николай не только при жизни светом благодати светил людям, но и по смерти остался деятелям Церкви Христовой, который помогает людям Церкви земной.

В истории немало великих людей, и полководцев, и строителей больших городов, врачей. О ком-то мы помним, о ком-то забыли. Память великих святых всегда у нас в сердце, причем память деятельная, живая. Из Священного писания мы знаем, что у Бога нет мертвых, все живы.

О людях, которые не сподобились великой славы, мы не можем ничего знать. А о святых мы знаем, что часто они нам помогают, являясь подчас своей собственной личностью. Они находятся вне тела, но они, как и прочие христиане возродятся. Святые являют нам образ истинного Воскрешения.

Бог вездесущ, человек, даже святой — нет. Но святые, находясь в Боге, могут оказываться в разных местах. Это свойство Божественной природы. Они могут слышать нас, находящихся в разных местах, и взывающих о помощи. И мы можем получать ответы на наши молитвы. Святые находятся под воздействием Божественной благодати. Святитель Николай поддерживает нас, воодушевляет, чтобы мы шли путем смирения, кротости. Это тот образец, которому мы должны стремиться.

Святые в своем лице доказали, что спастись возможно. Что невозможно человеку, Господу возможно. Святые за нас непрестанно молятся, обретая в том великую радость. Мы получаем удовольствие в каких-то земных моментах, радость святых в том, чтобы помогать другим людям. В этом заключается Любовь.

Святые всегда готовы нам помочь, лишь бы мы готовы были принять эту помощь. Для этого мы должны очистить свое сердце от грехов, страстей.  И пост тому самое подходящее время. Будем просить святителю Николаю, чтобы он помог нам в этом деле.

Святитель Николай был особым заступником неправедно осужденных, потому мы сегодня вспоминаем всех, кто находится в темнице, праведно или нет. Просим, что он упростил и облегчил их участь. Помолимся за них и испросим мира и Любви нашим сердцам, нашим родным. Аминь». 

Путь к Богу. Иерей Димитрий Карпов

16 декабря, 2019

Субботний вечер. Всенощное бдение. Служит Иерей Димитрий Карпов. У свечного ящика батюшку дожидается молодой отец – у него двойня, один малыш родился весом 500 граммов, другой -700 граммов. Хочет срочно покрестить — малыши в реанимации.

Духовные чада отца Димитрия, человек 10 – 15, дожидаются его на исповедь после службы. Батюшка терпеливо выслушивает каждого, дает совет, накрывает епитрахилью.

Заходит в алтарь, берет всё необходимое для таинства Крещения, буквально бегом мчится в реанимацию. Медленно ходить отец Димитрий, наверное, не умеет.

На часах половина девятого. Храм давно опустел. Я терпеливо жду, когда у батюшки будет время, чтобы рассказать о себе, о своем пути к священству…Он обещал.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

 Я родился в верующей, но невоцерковленной семье. В Бога родители верили, но в храм не ходили. Моя мама родом из Краснодарского края, и меня, а также всех моих двоюродных братьев и сестер (а мама из многодетной семьи) отправляли на лето к бабушке и бабушкиной тете, которую мы называли прабабушкой. Вот она была очень верующим человеком, никогда не выходила замуж, и в атеистические, советские времена шила облачение для священников. И сколько я себя помню, прабабушка всегда молилась, читала Евангелие и Псалтирь. Ходила в храм и нас водила на службы, давала просфорки, святую воду. Именно она, по сути, воспитывала нас духовно. Тогда, конечно, я ничего не понимал. Но не зря говорят, что посеянные семена обязательно дают плоды. И вот в момент, когда стал ходить в храм самостоятельно, по своей уже воле, вспомнились те самые прабабушкины уроки.

Митрополит Антоний Сурожский, делясь своим опытом встречи с Богом, рассказывал, что он понял, что Бог есть и Он стоит прямо здесь, в его комнате в эту самую минуту, когда он читал Священное Писание. У меня был очень похожий опыт. Как-то нашел дома Евангелие — других религиозных книг у нас не было — открыл и стал читать. Оторваться уже не смог. Мне всё время хотелось молиться. Решил пойти в храм. Прочитал в расписании «Всенощное бдение». Подумал, что, наверное, идти служба будет всю ночь. Пришел, естественно, к закрытым дверям. А утром попал на Рождественскую службу. Ни слов священника не разбирал, ни того, что пел клирос, но так хорошо мне там было! И при каждой возможности шел в церковь, стал учиться в Воскресной школе. Батюшка меня заметил и взял в алтарь.

Надо сказать, что родители лояльно относились к моему выбору, более того вместе со мной в храм стала ходить и моя мама.

К тому моменту я оканчивал школу, хотел поступать в питерскую Военно-морскую академию. Уже готовил документы, проходил комиссию в военкомате. Нужно было только взять билет и ехать в Санкт-Петербург. Но понял, что хочу учиться там, где можно будет молиться, посещать храм, но вряд ли это мне удастся в академии. Так решил поступать в семинарию. 

СЕМИНАРИЯ

Мечта, однако, сбылась не сразу. Для поступления в семинарию, помимо знаний, нужна рекомендация архиерея, а где мне её было взять? Стал искать другие варианты. Выбор пал на Свято-Тихоновский институт, куда принимали с рекомендацией приходского священника, духовника. Выбрал для себя богословский факультет. Такая насыщенная программа была, языков столько изучали! Много дополнительных предметов, которые отнимали силы и время. Год проучился, но вскоре сильно заболел. Очень боялся не сдать сессию. Взял один академический отпуск, а через какое-то время и второй.

Ездить было тяжело. Я живу в Истринском районе, в Павловской слободе, а занятия проходили по утрам на Николокузнецкой улице возле метро «Третьяковская», а вечером — в здании МГУ на Воробьевых горах. В итоге, когда семинары заканчивались, уходила последняя электричка домой. На 2-м курсе узнал от товарища, что открывается Николо-Перервинская духовная семинария. Там же студенты и жили, так что ездить каждый день по 4 часа мне было не надо. Решил поступать туда. Там мне понравилось. И учеба, и духовное послушание – всё успевали. К тому же в Перерве я познакомился с моей будущей матушкой, она пела на клиросе. Но женился я уже после окончания семинарии в 2002 году.

ХИРОТОНИЯ

От хиротонии я поначалу «бегал», до сих пор понять почему, не могу. Может, искушение какое было. После окончания семинарии устроился на работу, хотел получить опыт. Сначала пришел в депо, а там на меня странно посмотрели, мол, ничего лучше не нашел?! Потом маминым знакомым нужны были люди на предприятие по обжарке кофе. Устроился туда, даже предлагали повышение. Но однажды мне позвонил владыка Арсений, сейчас он митрополит Липецкий, сказал собирать документы для рукоположения. А я морально не был готов. Поехал к духовнику подмосковного духовенства отцу Валериану Кречетову, очень опытному и мудрому наставнику. И по его советам решился стать священником.

 

ХРАМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА

Во время учебы я помогал в храме рядом с моим домом, и конечно, мне было удобно служить там, в Павловской слободе. Но штат был заполнен и духовенство не требовалось. И вот вызвали меня на Епархиальный совет, на котором решалось, кто и где будет служить. И в состав этого совета входил наш прежний настоятель протоиерей Александр Дасаев. Он меня и позвал к себе. Я засомневался сначала – ездить далеко, машины не было. А так получалось, что нужно было и на электричке ехать, потом на метро, это минимум 2 часа в дороге, не считая времени на ожидание транспорта. Такое, увы, случалось нередко.

Но предложение отца Александра принял. И жизнь моя в постоянной дороге продолжилась. Но поначалу было чуть проще, службы были не каждый день. А сейчас я частенько на ночь в храме остаюсь. 

ПЕРВАЯ ЛИТУРГИЯ

Я помню свои чувства перед рукоположением. Многие батюшки рассказывали, что такое борение происходит в человеке, ведь ты понимаешь, что твоя прежняя жизнь заканчивается. Назад пути нет. Кого-то трясти начинает. Признаюсь, что страшно было и мне. И этот страх очень хорошо на фотографии запечатлелся. После хиротонии полагается сняться на документы. И выражение у меня лица там такое подавленное. Но время шло, приходил опыт, и постепенно я не только осознал, что меня началась другая жизнь, но искренне полюбил её.

После рукоположения священника отправляют на практику в крупнейшие храмы Москвы, в том числе храм Христа Спасителя, Елоховский собор, чтобы он усвоил манеру правильного служения. Свою первую Литургию я совершил в Елоховском. Как описать свои ощущения. Если одним словом, то — трепет

ИСПОВЕДЬ И ОТПЕВАНИЯ

Соглашусь, что самое прекрасное в служении священника – это Божественная литургия, самое тяжелое — это исповедь. Наиважнейшее в этом Таинстве – это сопереживание, соучастие. Конечно, пропускаю все сказанное на исповеди через сердце, иначе это неискренне. Помогает, конечно, Господь. Опираться всегда и во всем нужно на помощь Божью. Еще важно помнить свои грехи, и много можно почерпнуть у искреннее кающегося. Его желание стать лучше, чище и ближе к Богу, может послужить хорошим примером и для меня лично.

Часто человек, стоя перед аналоем, ожидает какого-то совета, и всегда опасаешься что-то сказать неверно. Одно дело, когда ты готовишься к проповеди, ты знаешь тему, можешь использовать множество источников, есть литература, которая может помочь. А на исповеди ты не можешь предугадать, о чем придется говорить.

Похожие чувства испытываю и во время отпеваний. Нужно утешить плачущих родственников, при этом не обидеть. Всегда хочется подобрать такие слова, чтобы зацепить человека, чтобы он пришел в храм еще не раз. Увы, очень часто отпевание становится тем самым единственным разом, когда человек заходит в церковь.

ПРИХОД И ПРИХОЖАНЕ

И я очень рад, что люди идут за советом, им важно получить благословение на то или иное дело. Это для меня, как для священника, очень большое утешение. Если кого-то удается привести в храм, затронуть сердце. Мне важно ощущать отклик, и если он есть — это радость.

Матушка, конечно, очень устает, когда на её попечении остаются семеро детей. Спасибо нашему нынешнему настоятелю отцу Андрею, который выделил пару кроватей в доме причта, двух старших сыновей часто беру с собой в храм. Хотя сейчас уже это реже получается, потому что самый старший сын учится уже в колледже учатся, им бы выспаться в воскресенье, а приходится их совсем рано поднимать, мы выезжаем до 6 утра, чтобы успеть на службу.  

Как воспитать детей в православии и не перегнуть палку? Стараюсь не давить…. Иногда матушка начинает младших собирать на службу, чтобы старших не задерживать, приходишь к ним в комнату, а они спят. Начинаю им объяснять, что нехорошо опаздывать, нехорошо заставлять всех ждать. Но стараюсь не ругать сильно, потому что во всем нужно знать меру. Они же дети. Ласки и строгости должно быть в нужном количестве.

ЧУДЕСА БОЖЬИ

Наш храм при больнице, и часто могу видеть, как Господь промышляет о каждом из нас. Апостолу Павлу принадлежит такие слова: «Господь, кого предуведит, того и предуставит». Он по своему всеведению знает, откликнется человек или нет на Его призыв.

Однажды ко мне обратилась женщина с просьбой причастить её маму. Та уже впала в кому, у нее была последняя стадия рака. Врачи были уверены, что в сознание она уже не вернется. Дочь попросила хотя бы пособоровать. Но я, отправляясь в больницу, взял всё-таки Святые Дары. Начал над больной читать молитвы. И уже под конец всё-таки спросил, не хочет ли она причаститься. И вдруг женщина, лежавшая без сознания, в возвращение в разум которой не верили медики, открывает глаза и отвечает: «Хочу!»

Отец Алексий Батаногов, много лет прослуживший в нашем храме, рассказывал тоже очень поучительную историю. Родственники пригласили пособоровать и причастить старушку. Та была без сознания. Когда отец Алексий пришел, начал задавать вопросы семье, а верила ли бабуля в Бога, не хулила ли Церковь, к своему ужасу услышал, что была она неверущей, Господа ругала. Ни о каком соборовании, естественно, речи быть не могло. Согласился только перекрестить старушку «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа»…А на следующий день она пришла в себя, позвала батюшку сама, покаялась. И еще год прожила, регулярно каялась, причащалась и отошла ко Господу уже совсем другим человеком.

Нужно помнить всегда, что «ключи смерти в руке Господне». Бог пытается нам помочь, и зная, что человек не верит искренне, часто не дает нам во грех причаститься.

И такие случаи были в моей практике. Опять-таки дочь позвала к маме для Причастия. А мама меня даже на порог своей квартиры не пустила. А почему? Потому что она была не готова. Полезно причащаться, делая это с покаянием и осознанием, что человек принимает Христа.

Меня поразило, как перед смертью каялся в своих грехах один мужчина, хотя всю жизнь прожил без веры. И видно было, как человек меняется на глазах. Он так настроил сердце, что готов был принять Бога раз и навсегда. Кто-то к этому идет годами, а кто-то это расстояние покрывает за минуты. Благодать человека коснулась. Потрясают такие эпизоды. Это – настоящее чудо.

Да, в моей жизни были борения, искушения, но я никогда в жизни не пожалел, что стал священником…Это большое счастье служить Господу. 

На часах начало одиннадцатого. Несколько раз батюшку зовут ужинать. Он не хочет прерывать беседу. Завтра отцу Димитрию надо служить раннюю Литургию. Он успокаивает, мол, сыт, и время выспаться еще много.

Отпускаю батюшку, благодарю его и Господа, что послал нам такого любящего пастыря.



Приглашаем в паломничество в Николо-Угрешский мужской монастырь

14 декабря, 2019

19 декабря

день памяти свт. Николая Чудотворца

СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ 1200 руб/чел.

Запись и вопросы:

+7 (906) 790-90-95 — Елена

http://ugresha.org/

МЫ-ВОЛОНТЁРЫ

8 декабря, 2019

Автору знаменитому «Фаусту» Иоганну Гёте принадлежит такая фраза: «Тот, кто ничего не делает для других – ничего не делает для себя».

Волонтерское движение Храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, в его осмысленном варианте, как говорит руководитель Алексей Шаповал, стало активно развиваться с момента назначения протоиерея Андрея Бондаренко настоятелем.

Сам Алексей тут же оговаривается, что называть его руководителем будет не совсем верно. Он, скорее координатор. И это был выбор самих волонтеров, которые попросили Алексея, видя его рвение и организаторские способности, возглавить волонтерское движение.

Сейчас в его рядах порядка сотни человек, и многие откликаются по первому зову, то есть готовы прийти в храм в любой момент, нужно ли вынести мусор, накопившийся при ремонте, почистить полы от воска в часовне, поработать на ярмарке, раздать листовки и календари во время Престольного праздника. Добровольцы помогают разливать Крещенскую воду в праздник Богоявления, дежурят в Храме и на площади возле него в Великую субботу, моют Храм и чистят утварь перед большими праздниками. Каждую Всенощную службу и воскресную Литургию волонтеры помогают прихожанам спокойно подойти на помазание, ко Кресту и на Причастие.

 — Старт волонтерскому движению стала созданная в WhatsApp группа, — рассказывает Алексей Шаповал. – Люди постепенно добавлялись в наше сообщество, узнавали о делах прихода, в которых была нужна помощь.  Причем, помогать хотели и опытные, старейшие прихожане нашего Храма, и совсем юные, сейчас самому молодому нашему добровольцу 9 лет, старшему – далеко за 50. У нас очень сплоченный коллектив. Не так давно в кабинет в Воскресную школу нужны были шторы. Одни добровольцы поехали и выбрали ткань, другие – пошили, третьи – повесили.

Но самая большая помощь нужна сейчас, когда в Спасском Храме продолжается ремонт. Силами добровольцев были сняты и бережно упакованы иконы, подсвечники, лампады, паникадило, разобран иконостас.

— Волонтеры очень помогали с выносом строительного мусора. Нужны были и мужские и женские руки. Мужчины собирали битый кирпич, бетон и штукатурку в огромные мешки, а девушки эти мешки держали, процесс шел очень быстро. Несколько дней мы работали с 8 утра и до 4 утра следующих суток. Конечно, люди уходили-приходили, но процесс не прерывался ни на минуту.

У каждого человека есть свой, особый талант. Кто-то умеет прекрасно шить, кто-то готовить, кто-то хорошо разбирается в цветах. К слову, украшение икон и Храма к большим праздникам – это тоже дело рук волонтеров. Курирует наших флористов  — матушка Татьяна Сергеевна Бондаренко.

 — Одна из наших волонтеров Олеся Романова занимается реставрацией икон; Николай Мухамедшин изготавливает бак для святой воды, который установят в храме-часовне; Алексей Чутов снабжает нас строительными перчатками и упаковочной лентой; Оксана Селиваненко пошила шторы в аудитории воскресной школы, а Екатерина Черемшанцева привозит нам канцелярские товары. Словом, если есть желание помогать, всегда найдется точка для применения сил и талантов.

Впрочем, волонтерское движение, по словам Алексея Шаповала, это не только про общий труд во Славу Божью, это — СЕМЬЯ. Несколько раз в год по традиции добровольцы собираются на шашлыки, знакомятся, общаются.

У добровольцев есть своя трапезная и во время послушаний: там можно погреться, отдохнуть, перекусить, поделиться впечатлениями. Но сами волонтеры говорят, что, занимаясь богоугодным делом, не устаешь, зато получаешь новый опыт, новых приятелей и настоящих друзей.

— Идеальный доброволец, — резюмирует нашу беседу Алексей Шаповал, — это человек, который всегда на связи и приходит в храм, как только понадобится. Это человек, который хочет и любит трудиться.

Друзья, если вы хотите влиться в ряды православных добровольцев, обращайтесь к координатору волонтерского движения лично к Алексею Шаповалу по телефону +7-916-506-50-29.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря, 2019

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна.

Мы вспоминаем, как святые Иоаким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу.

Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась на самый  верх по пятнадцати крутым ступеням Храма, несмотря на свой такой малый возраст. Там, наверху, Ее ожидал сам иерусалимский Первосвященник, чтобы благословить. Это был святой Захария, отец пророка Иоанна Предтечи.

Старцу Захарии было откровение от Господа, и он ввел Отроковицу Марию в Святая Святых — место, где хранилась великая ветхозаветная святыня – ковчег Завета, и куда разрешалось входить лишь Первосвященнику, да и то лишь один раз в год.

Так ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, «одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву, священное сокровище славы Божией».

Согласно священному Преданию, с этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», описывающее данное событие и поместил его в Жития святых.

Итак, живя в храме, более взрослые благочестивые девы учили Марию рукоделию, и с ними она изучала Священное Писание; жизнь Марии была строго по расписанию: с раннего утра она молилась во Святая Святых, затем упражнялась в рукоделии или чтении книг, и снова вставала на молитву, и не прекращала её до тех пор, пока не являлся ей ангел, из рук которого она обыкновенно принимала пищу.

Димитрий Ростовский приводит также рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?».

Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».

Говоря о значении праздника, митрополит Антоний Сурожский особо отмечал, что не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия.

«И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная».

Центром композиции иконы «Введения во храм Пресвятой Богородицы» является фигура Марии, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в храм. За ними может изображаться процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария. Трёхлетняя Мария уверенно преодолевает 15 больших ступеней лестницы. Ступеней 15 — как и псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм.

Также иногда изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария входит во Святая святых. Дополнительно может присутствовать изображение Марии, питаемой ангелом в храме. На иконах данная композиция изображается отдельным клеймом.

Задумаемся, что же такое храм? Храм — это место, где Господь присутствует совершенно особым, исключительным образом. Об этом Он Сам возвестил премудрому Соломону, когда тот построил Иерусалимский храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9,3). Господь вездесущий, Он пребывает везде, на всяком месте, но в храме Он пребывает не так, а совершенно особым, таинственным образом.

Великие дары дает Бог христианам в храме. Здесь — источник нашего освящения, здесь обитает спасающая нас Благодать Божия. Здесь мы рождаемся для вечной жизни в святом Крещении. Здесь совершаются и все прочие таинства Церкви, главное из которых — Причастие — делает нас чадами Божиими, родными по крови Самому Господу. Здесь осуществляется тайна соборности — единение христиан друг с другом и со Христом по Его слову: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Здесь мы предстоим перед лицом нашего Небесного Отца, славословим Его, благодарим, приносим Ему свои молитвы и прошения. Отсюда, наконец, мы отправляемся в тот последний путь, о котором в чине церковного отпевания сказано: «блажен путь, в который днесь, отправляешься, душе…».

И, если коротко сказать, то все величайшие дары, какие даны Богом человеку, все самое важное, что нужно и для земного его странствования, и для грядущей вечности, мы получаем только в храме Божием.

Храм — это место особенного присутствия Господа с Небесными силами. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «На небесах славословят Господа воинства Ангельские, на земле подражают их славословию люди, составляя лик в церкви. На Небесах Серафимы поют трисвятую песнь, на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание людей. Одно общее торжество составляют и Небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Храмы — это дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком». Запомним его слова. Пусть золотом запечатлеются они в наших сердцах, открытых Христу в этот святой праздничный день.

Будем любить храм Божий — это преддверие Отечества Небесного, будем стремиться в него. Ведь по опытному слову святых отцов, тот, кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий и жить по заповедям Христовым, тот, разлучившись с телом, перейдет в Небесный, нерукотворенный Храм Божий, чтобы стать причастником радости вечной жизни, радости, которую никто не отнимет у нас (ср. Ин. 16, 22). 

ПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ СПАССКОГО ХРАМА ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО 

«Человечество принесло Богу самое дорогое, самое ценное – душу и  утробу человека, достойного восприять Господа. Если говорить о личностном участии семьи, то вспомним, как два человека Иоаким и Анна долго ждали появления на свет ребенка. Они обещали посвятить его Богу и своё обещание исполнили. Но как по-человечески это было непросто: отдать маленькую девочку на служение в храм Божий. Она уже не принадлежала родителем, перейдя под покровительство учителей, священников, которые воспитывали Её для служения Господу.

Чему нас с Вами учит это праздник?! Конечно же, учит отдавать Богу самое дорогое. Да, не каждый готов отдать свою жизнь. Но в наше время даром для Христа является наше время, наше внимание Ему, наше здоровье. И если мы будем продолжать уповать на Бога, продолжать ходить в храм, когда нам тяжело, когда нет сил и времени, когда будем учиться не унывать и не отчаиваться, уповая на милость и награду Божию за понесенные нами скорби. Если будем не печалиться и не гневаться, что к нашим скорбям добавляются все новые скорби, ждать от Господа минутку, когда он даст нам понять, что все эти испытания для нашего же спасения, для наследования Царствия Божия. И даже в этой, земной жизни, Господь открывает нам Свой промысл о нас.

Оглядываясь на историю, мы видим, как достойно и правильно поступили Иоаким и Анна. Их поступок дал нам сегодня возможность праздновать Рождество Христово. Его начало лежит в тот день, когда родители отдали Марию на служение Богу.

Давайте и мы с Вами по силам стараться отдавать Богу то, что является для нас важным: наше время, наши силы, наши терпения. С праздником! Аминь.